Экспертиза обстоятельств дтп: судебная, автотехническая, если повреждения не соответствуют обстоятельствам, пример

Характер повреждений не соответствует обстоятельствам дтп

7 июня припарковал свой автомобиль вдоль дороги. отправился в магазин за покупками. Возвратившись через некоторое время, обнаружил сработавшую сигнализацию. осмотрев автомобиль увидел треснувший поворотник и немного помятое крыло. Поскольку машина застрахована полностью, вызвал на место сотрудников ГИБДД.

последние попросили документы на машину. почитав полис ОСАГО покачали головой и сказали что страховочка кончается? (окончание полиса через месяц)осмотрели повреждения, составили справку в которой перечислили повреждения, схему.

объявили место и время разборая прочитал написанное в справке и расписался в том что дополнений к повреждениям нет.явился в гаи в назначенное время.

Обратите внимание

мне выдали копию справки в которой уже после приписали «место и время дтп не соответствует действительности»а так же копию рапорта инспектора в котором написано«со слов водителя припарковал автомобиль по улицу К. выходя из рынка обнаружил повреждения. Очевидцев нет, пострадавших нет, мед освидетельствование не проводилось.

Характер и место ДТП не соответствуют действительности»

Жаловаться — руководству ГИБДД, в прокуратуру и при необходимости в суд — все стандартно. Есть ряд вопросов по самой ситуации. У Вас КАСКО, я верно понимаю? Почему в таком случае не позвонили в страховую компанию, они бы Вас проконсультировали, как действовать на месте, не говоря уж о том, что их необходимо информировать как можно раньше о наступлении страхового случая.

И еще — почему вызывали ГИБДД, если ДТП как такового никто не видел? Я в аналогичной ситуации, месяц назад, сообщив о случившемся в страховую компанию, поехал в территориальный отдел милиции к участковым, которые оформили произошедшее как противоправные действия третьих лиц. В течение 10 дней получил на руки все бумаги, какие требуются, и никаких вопросов.

ИМХО, с самого начала Вы пошли не в том направлении.

Отказ в выплате по итогам трасологической экспертизы после ДТП

— Повреждения лакокрасочного покрытия автомобиля в виде продольных трас с левой стороны автомобиля (царапин) могло быть получено при контакте следовоспринимающей поверхности с ветвями деревьев и кустарника.

При большой скорости движения автомобиля твердость следообразующего предмета не является основным фактором при образовании трас, так же следообразование могло произойти путем контакта с крылом передним левым, после его отрыва от кузова автомобиля.

Мы продолжаем показывать некоторые моменты, которые могут встретиться на пути любого автолюбителя при попытке позместить ущерб в страховой компании. Вот одна из аварий, по итогам которой страховая компания отказывалась оплатить ущерб своему клиенту на основании некоего «трасологического» заключения выданного неизвестно кем и когда.

Макаров А.П. обратился в суд с иском к ООО «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения. Ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ по вине Никитина А.В., управлявшего автомобилем Ауди-А4 №, произошло ДТП, в результате которого поврежден принадлежащий истцу автомобиль Фольскваген-Транспортер №.

Гражданская ответственность виновника ДТП была застрахована в ООО «Росгосстрах». Страховщик выплату не произвел. Истец просил взыскать страховую выплату с ответчика в размере 120000 рублей, судебные расходы. Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал, указав, что факт страхового случая не подтвержден, поскольку автотехническая экспертиза указывает на несоответствие повреждений на автомобиле истца обстоятельствам ДТП. Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения, ссылаясь на порочность экспертного заключения, доказанность факта ДТП.

Выслушав объяснения представителя истца, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене, либо изменения решения суда. В силу ст.

1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ч.2 ст.1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. Согласно ст.

Важно

6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ. На основании представленных доказательств суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 час. в СБДПС ГИБДД УМВД по Тамбовской области поступило сообщение о ДТП, произошедшем на 392 км. автодороги «Тамбов-Орел-Ливны» с участием автомобилей «Ауди-А4» № под управлением Никитина А.В. и автомобилем «Фольксваген-Транспортер» № под управлением Макарова A.П.

Судебная коллегия полагает возможным принять данное экспертное заключение в качестве достоверного доказательства, поскольку оно мотивированно, эксперт предупрежден об уголовной ответственности.

Доводы апеллянта в части порочности данного заключения несостоятельны, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, выражают лишь несогласие с результатами экспертизы, поэтому не могут быть приняты во внимание.

В настоящее время в рамках СЭОДТП могут быть решены следующие задачи:
установление фактических данных об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий, связанных с механизмом ДТП, дорожной обстановкой, действиями участников ДТП, причин и условий, способ­ствовавших возникновению ДТП, технического состояния транспортных средств и дороги, деталей, узлов, агрегатов и систем транспортных средств и психофизиологических качеств участников ДТП.

  1. Определить скорость движения транспортного сред­ства (при наличии следов торможения на месте ДТП)?
  2. Определить остановочный путь ТС?
  3. Определить расстояние, проходимое ТС за время ре­акции водителя при означенной скорости?
  4. Как должен был действовать водитель в соответствии с ПДД РФ в данной дорожной обстановке?
  5. Имел ли водитель техническую возможность предот­вратить ДТП (наезд)?
  6. Имеется ли в действиях водителя несоответствие с ПДД РФ, если да, то находятся ли они в причинной свя­зи с фактом ДТП?
  7. Соответствовала ли выбранная водителем скорость безопасности движения в соответствии с ПДД РФ (при ДТП в ночное время)?
  8. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (све­тофоры, дорожные знаки и пр.) и др. особенности доро­ги?
  9. Соблюдал ли водитель дистанцию, до движущегося впереди в попутном направлении ТС?
  10. Какова дорожная обстановка на месте ДТП?
  11. Как в соответствии с ГОСТами, должен быть обустро­ен отрезок дороги в месте ДТП?
  12. Какие обстоятельства, связанные с дорожной обста­новкой, способствовали возникновению ДТП (отсут­ствие дорожных знаков или разметки, их неправильное расположение и т.д.)?
  13. Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выпол­нить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП? Мог ли водитель предотвра­тить ДТП?
  14. Соответствует ли выбоина (разрытие) на дороге суще­ствующим ГОСТам? Могла ли выбоина (разрытие) спо­собствовать ДТП?
  15. Установить нормативное время устранения обстоя­тельств, связанных с безопасностью дорожного движе­ния.
  16. Имелась ли у водителя техническая возможность об­наружить неисправность детали путем наружного осмо­тра или при движении транспортного средства?
  17. Мог ли пневмовзрыв колеса транспортного средства привести к изменению траектории движения транспорт­ного средства, и в какую сторону?

Ford Focus Hatchback: Карета Барона

Итак:Начну с того, что после встречи с виновником, который полностью признал свою вину, я стал набирать гайцов, чтобы они приехали на место проишествия. Во время ожидания мы общались с виновником, он сказал, что сможет оплатить ремонт повреждений в размере не более 10 тысяч.

Разумеется меня это не устраивало, т.к покраска только одного элемента стоила не меньше 7 тысяч. Однако проходило полчаса, час, полтора, а сотрудников полиции всё не было… Пообщавшись с виновником аварии мы поехали в страховую по выплатам в нашем городе (для тех кто из Новочеркасска и поблизости — это ул.

Пушкинская 27). Там нам выдали бланки для заполнения всех данных с указанием схемы ДТП. Мы их заполнили, отдали в страховую. После этого я записался в очередь (по списку был 73-им!), а виновник аварии уехал, и с тех пор я его больше не видел.

Отстояв примерно неделю в очереди, я наконец попал на прием, оформил все бумаги и получил карту «Росгосстраха», на которую должны были перечисляться деньги за нанесённый моему автомобилю ущерб.

После месяца томительного ожидания долгожданной СМС-ки на телефон с уведомлением о приходе денег, я получил по почте извещение, в котором содержалась информация об ОТКАЗЕ в выплате по ДТП и причина, по которой мне не заплатили денежную компенсацию.

Источник: http://lawyertop.ru/otpusk/harakter-povrezhdenij-ne-sootvetstvuet-obstoyatelstvam-dtp

Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП | Юридическая помощ на IDdeiforbiz.ru

Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.

При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.

Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.

Совет

Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

  • Скорость автотранспортного средства в момент ДТП. Определяется по тормозному пути. Учитывается его длина и время, которое понадобилось для полной остановки машины.
  • Удаленность автомобилей (автомобиля и пешехода) друг от друга и от других объектов непосредственно перед аварией. Производится замер расстояний.
  • Возможность предотвращения ДТП по техническим показателям.
  • Определяется момент возникновения предпосылок аварии. Учитываются все обстоятельства, которые создали опасную ситуацию. Автотехническая экспертиза при ДТП подразумевает проведение расчетных схем, моделирование момента и эксперимент.
  • Устанавливаются возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации.
  • Условия возникновения опасной зоны. Исследуются все не зависящие от участников происшествия, обстоятельства, включая состояние дорожного покрытия и нарушения правил проведения ремонтных работ на проезжей части.
  • Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

    Исследование технического состояния автомобиля

    Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

    Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.

    • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
    • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
    • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
    • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия.
    Читайте также:  Полная гибель автомобиля: что это означает, выплаты по каско, осаго, оповещение о конструктивной

    Трасологическое исследование

    Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

    Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

    Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

    Инженерно-психологическое исследование

    Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

    В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

    Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

    События и параметры для исследования

    Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

    Исследование проводится в следующих случаях:

  • Споры о виновности одной из сторон ДТП или иски по незаконному обвинению в совершении дорожного происшествия.
  • Уточнение схемы аварии.
  • Оценка ущерба, нанесенного транспортному средству (для страховой компании).
  • Предпродажная экспертиза.
  • Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

    • Видимость.
    • Обзорность.
    • Дорожные условия и обстановку.
    • Помехи движению.
    • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

    Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.

    КАСКО и ОСАГО

    Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

    В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

    Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

    Если есть пострадавшие в ДТП

    Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

    В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

    Кто проводит исследования

    Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее.

    Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен.

    На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.

    Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

    В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия.

    Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела.

    В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

    Вопросы и исходные данные

    Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

    Базовые данные:

    • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
    • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
    • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
    • Точка ДТП.
    • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
    • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
    • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
    • Действия водителя в момент аварии.
    • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
    • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

    Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

    • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
    • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу — как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
    • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
    • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
    • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

    Закон

    Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.

    Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

    Обратите внимание

    Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

    Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

    Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

    Пример

    Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

  • Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  • Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  • Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  • Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  • Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  • См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части
  • Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

    Оценка ущерба

    На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

    Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

    Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

    Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.

    Сроки проведения экспертиз

    Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

    На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

    Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

    Важно

    Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

    Источник

    Источник: http://IDeiforbiz.ru/sudebnaya-avtotexnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp-avtotexnicheskaya-ekspertiza-obstoyatelstv-dtp.html

    Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП

    С развитием транспортной инфраструктуры количество происшествий на дороге в разы увеличилось. Однако не всегда обстоятельства и причины аварии можно установить на глаз, без привлечения специалистов.

    Судебная экспертиза обстоятельств ДТП помогает установить точную причину аварии, виновника, а также ряд факторов, способствующих ее совершению. Данная информация имеет существенное значение при истребовании компенсационной выплаты со страховой компании, а в некоторых случаях с виновной стороны.

    Нарушитель обязан покрыть ущерб в том случае, если страховой суммы недостаточно для возмещения убытков.

    В статье представлена информация об особенностях экспертизы обстоятельств ДТП, ее задачах и предметах исследования. Помимо этого, вы сможете узнать, что именно позволяет определить техническая экспертиза при ДТП и в каких случаях требуется ее проведение.

    Автотехническая экспертиза, задачи и цели

    Проведение судебной экспертизы позволяет установить точную причину аварии путем детального исследования движения ТС, участвующих в происшествии, а также других лиц (пешеходов).

    Читайте также:  Установка номерного знака: гост по установке знака, места, правила для заднего, антивандальных рамок, неправильная установка

    К основным задачам исследования относят:

    1. установление скорости ТС во время столкновения и непосредственно перед ним, а также других параметров автомобилей, имеющих отношение к делу;
    2. установление точного момента остановки авто и его тормозного пути;
    3. выявление путей удаления транспортных средств и пешеходов с места происшествия;
    4. установление наличия технической вероятности предотвращения аварии;
    5. предоставление данных о расположении ТС в определенные моменты дорожно-транспортного происшествия;
    6. установление точного момента возникновения опасности для участников движения;
    7. предоставление предположительного расчета действий водителя, которые последний должен был выполнить во избежание столкновения;
    8. установление соответствия или несоответствия действий водителя ПДД;
    9. предоставление информация относительно ого, имел ли водитель техническую возможность предотвратить нарушение ПДД и совершение наезда;
    10. выявление причинно-следственной связи между действиями нарушителя ПДД и последствиями дорожно-транспортной ситуации;
    11. анализ условий организации дорожного движения в месте аварии, а также факторов, способствующих созданию аварийной ситуации.

    Что позволяет установить автотехническая экспертиза

    Во время проведения анализа эксперт рассчитывает основные параметры ТС, а также исследует поведение лица, действия которого повлекли за собой столкновение.

    По итогам процедуры специалист выдает отчет, содержащий детальные ответы на вопросы, касающиеся ДТС.

    Процесс достаточно трудоемкий и требует специальных знаний, опыта и надлежащей подготовки, поэтому к претендентам на должность аналитика предъявляются достаточно высокие требования, в числе которых наличие Свидетельства, соответствующих сертификатов.

    Результат исследования содержит такие сведения:

    1. с какой скоростью двигался автомобиль в момент аварии. Для этого эксперт изучает тормозной путь, в частности его длину;
    2. на каком расстоянии друг от друга находились ТС, принимавшие участие в ДТП;
    3. была ли техническая возможность не допустить создания аварийной ситуации;
    4. какие обстоятельства способствовали совершению происшествия, когда они возникли;
    5. какие действия выполнил нарушитель, а какие должен был выполнить;
    6. какова причина повышенной опасности на исследуемом участке дороги.

    Порядок исследования технического состояния транспортного средства

    Исследование предполагает осмотр транспортного средства, а также его составляющих. Процедура анализа происходит в следующем порядке:

    1. установление повреждений в двигателе, коробке передач, кузове и приборах. При наличии явных дефектов специалист должен предоставить сведения о моменте их возникновения. Когда они появились до аварии или после и связаны ли данные изъяны с произошедшим ДТП;
    2. при наличии заводских дефектов в задачи оценщика входит установление их связи с причиной столкновения;
    3. анализ дефектов, появившихся вследствие происшествия, установление объекта наезда, характерных поломок;
    4. определение связи между возникшими в результате столкновения неисправностями и самим наездом.

    Дополнительные виды экспертиз

    Вместе с автотехнической экспертизой проводятся дополнительные исследования, позволяющие получить более четкое представление о происшествии.

    К таковым относят:

    1. трассологическую экспертизу;
    2. оценка психологического состояния участника, пострадавшего вследствие аварийной ситуации.

    Остановимся более детально на перечисленных видах анализа.

    Особенности проведения трассологического исследования

    Основными задачами трассологической экспертизы является:

    1. восстановить события, происходившие в момент столкновения;
    2. установить параметры движения ТС;
    3. определить место нахождения авто в момент аварии и после нее.

    Особенность данного вида анализа заключается в отсутствии необходимости выезда на место совершения ДТП. Специалист готовит отчет на основании следующих материалов:

    • фото- и видеоматериалы, содержащие достоверные и относимые к делу сведения;
    • протокол происшествия;
    • другие материалы.

    Все материалы, позволяющие эксперту сделать точные выводы, предоставляются заказчиком, в обязанности аналитика не входит сбор сведений, только обработка тех, которые были поданы заинтересованным лицом.

    Важно! Вместе с материалами, имеющими отношение к делу, заказчик должен предоставить перечень вопросов, которые  эксперт должен раскрыть по итогам исследования.

    Задачей психологической экспертизы является установление эмоционального состояния водителя перед столкновением, во время его совершения и непосредственно после него. Полученные данные могут существенно повлиять на ход расследования и его результат.

    Если у нарушителя была возможность предотвратить столкновение, однако его психологическое состояние не позволило ему этого сделать, суд может учесть данный факт, как смягчающее обстоятельство. Однако не стоит забывать, что смягчение наказания в данном случае является правом судьи, а не обязанностью. Окончательное решение выносится на усмотрение суда.

    В каких случаях проводится автотехническая экспертиза

    Кто вправе заказать исследование

    Правом заказать проведение автотехнической экспертизы обладают:

    • виновник происшествия;
    • следователь;
    • судья;
    • физлица и юрлица, заинтересованные в исходе расследования и имеющие к нему отношение.

    Случаи, когда проведение экспертизы обязательно

    • между сторонами происшествия существует спор относительно, того, кто из участников виновен в произошедшем;
    • обвинение предъявленное одной из сторон необоснованно и не соответствует действительности;
    • схема ДТП требует детализации и уточнения;
    • для установления точного размера убытков, причиненных наездом. Как правило, такая информация необходима для предъявления страховщику и компенсации вреда;
    • перед продажей ТС.

    Во время проведения исследования специалиста обращает внимание на такие параметры, как:

    • степень видимости;
    • степень обзорности;
    • условия на дороге;
    • наличие внешних факторов (помех), способствующих столкновению;
    • наличие особо опасных участков.

    Образец автотехнической экспертизы при ДТП

    Скачать образец автотехнической экспертизы при ДТП

    Дтп с пострадавшими

    Если в результате столкновения пострадали люди, их здоровье или жизнь, требуется проведение не только автотехнической экспертизы, позволяющей восстановить обстоятельства происшествия, но и судебно-медицинского исследования. Последнее необходимо для установления степени тяжести физических повреждений, полученных пострадавшим лицом вследствие аварии.

    Если участник ДТП погиб в результате наезда, заказать проведение оценочных исследований вправе родственники погибшего.

    Кто наделен полномочиями на проведение экспертизы

    Обратиться в экспертное учреждение и заказать экспертизу вправе как представители правоохранительных или судебных органов, так и пострадавшие от нарушения лица. Перед оформлением заказа следует убедиться в том, что специалист имеет необходимые документы, подтверждающие его полномочия.

    Так, проводить оценку вправе лицо:

    • предварительно прошедшее процедуру регистрации в Минюсте;
    • обладающее соответствующей лицензией.

    Отсутствие разрешения на осуществление аналитической деятельности подобного рода может быть основанием для обжалования заключения оценщика и признания выданного ним заключения недействительным.

    Важно! Лицо/учреждение, которое проводит экспертизу, должно быть не заинтересованно в ее результатах, поэтому сервисный цент, в котором был выполнен восстановительный ремонт, не имеет права, а также должных полномочий, для выдачи аналитического отчета.

    Чтобы провести оценку специалисту потребуются следующие сведения:

    1. модель транспортного средства, год выпуска, марка, количество пассажиров, пребывающих в авто во время ДТП;
    2. дорожное покрытие в том месте, где произошло столкновение;
    3. параметры тормозного пути;
    4. качество видимости;
    5. скорость ТС;
    6. действия участников аварии;
    7. расстояние между авто до столкновения и сразу же после него;
    8. количество пострадавших.

    Имеет ли заключение эксперта законную силу?

    Если экспертиза была проведена в порядке, установленном процессуальными нормативно-правовыми актами, а также лицом/учреждением, обладающим необходимым для ее проведения объемом полномочий, ее результат имеет законную силу и может использоваться в качестве полноценного средства доказывания во время судебного разбирательства.

    Если эксперт выдал ложный отчет, содержащий недостоверные данные, не соответствующие фактическому состоянию вещей, в случае выявления обмана ему грозит привлечение к юридической ответственности. Само же заключение признается недействительным.

    Сколько длиться независимая экспертиза

    Конкретных сроков, выделенных законодателем для проведения автотехнического исследования, нет. Учитывая тот факт, что в скорейшей выдаче результата заинтересован в первую очередь сам аналитик, процедура не занимает много времени.

    Период, необходимый для реализации процесса, занимает от 2 недель до одного месяца. Его продолжительность зависит от графика работы специалиста и его загруженности. На установление размера убытков требуется меньше времени. Такую информацию можно получить уже через 1-3 дня с момента обращения.

    Что касается стоимости услуг, то она напрямую зависит от количества повреждений и марки ТС.

    Полезное всдео о судебной экспертизе по ДТП

    Приложения к статье:

    Источник: https://1DTPhelp.ru/avtoekspertiza/avtotekhnicheskaya-ehkspertiza-obstoyatelstv-dtp/

    Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

    Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продоль­ном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

    В условиях высоких темпов автомобилизации России вопрос обеспечения безопасности дорожного движения является чрезвычайно актуальной социально-экономической проблемой. В системе мер по повышению безопасности дорожного движения большое значение имеют меры уголовно-правового характера.

    Расследование и судебное разбирательство уголовных дел по факту ДТП требуют использования специальных технических познаний, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов «водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС), из которой складывается процесс дорожного движения в целом.

    В боль­шинстве случаев состав преступления или нарушения возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ).

    Совет

    Без преувеличения можно утверждать: эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия ДТП, полноты и достоверности исследования, а также относимости, достоверности и полноты исходных данных и материалов, представляемых на исследование. Научной основой САТЭ является судебная автотехника – своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методах решения задач автотехнической экспертизы. САТЭ – род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

    Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.

    Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:

    1. судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
    2. судебная экспертиза технического состояния ТС;
    3. судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

    Наряду с приведенными разработан еще 1 вид САТЭ, инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.

    Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.

    Задачи судебной экспертизы обстоятельств ДТП

    Основной задачей при проведении автотехнической экспертизы после ДТП является определение стоимости ремонта и причиненного ущерба.

    Кроме того посредствами САТЭ могут решатся следующие задачи:

    • определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
    • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
    • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
    • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
    • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
    • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
    • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
    • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
    • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
    • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
    • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
    • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
    • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
    • определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
    • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
    • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
    Читайте также:  Дтп без страховки для потерпевшего: что делать, если виновник тоже без осаго

          Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных.

    Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС.

    Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой.

    Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д.

    Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц.

    Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

    Вопросы

    • Соблюдал ли человек, находившийся за рулём, правила дорожного движения, была ли в конкретной ситуации техническая возможность придерживаться правил ПДД?
    • Какие правила были нарушены и есть ли взаимосвязь между их не соблюдением и возникшим происшествием?
    • Скоростные характеристики движения машины перед началом торможения.
    • Размер остановочного и тормозного пути.
    • Вычисление необходимого времени для осуществления торможения при заданных дорожных условиях.
    • Максимальная разрешённая скорость на данном участке дорожного полотна.
    • Была ли у водителя реальная техническая возможность избежать столкновения или наезда?
    • Возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке.
    • Мог ли водитель с технической точки зрения произвести безопасный объезд препятствия?
    • Чьи действия с технической точки зрения могли послужить причиной ДТП?
    • Установление расстояния от начала следов экстренного торможения.
    • Насколько соответствуют действительности с технической точки зрения версии происшествия участников ДТП.
    • Причина происшествия с технической точки зрения.
    • Время и фактический пусть обгона, если он имел место быть.
    • Скоростные характеристики транспортных средств при столкновении.
    • Если ДТП произошло на перекрёстке, то кто из участников происшествия выехал раньше на проезжую часть?
    • Вычисление при заданных условиях безопасной дистанции между автомобилями.
    • У кого из водителей было право преимущества на исследуемом перекрёстке?
    • Была ли возможность у водителя транспортного средства преодолеть конкретный участок за данный временной промежуток?
    • Чем мог быть вызван занос или изменение направления движения автомобиля?

    Источник: http://rcse.su/sudebnaya/avtotehnicheskaja/ekspertiza_obstoyatelstv_DTP.aspx

    Экспертиза ДТП (Экспертиза обстоятельств ДТП, Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП)

    Экспертиза ДТП или Экспертиза обстоятельств ДТП (судебная экспертиза обстоятельств ДТП, независимая экспертиза обстоятельств ДТП) – это один из видов транспортно-технических (автотехнических) экспертиз, при проведении которой определяются и устанавливаются условия и обстоятельства при которых возникло дорожно-транспортное происшествие.

    Проведение экспертизы обстоятельств ДТП, также, как и других видов автотехнических экспертиз, является одним из основных экспертных направлений деятельности нашего Центра.

     Стоимость экспертизы обстоятельств ДТП Вы можете узнать ниже, либо в разделе Стоимость экспертизы ДТП.

     Вопросы экспертизы обстоятельств ДТП Вы можете узнать в соответствующем разделе нашего сайта – Вопросы для экспертизы обстоятельств ДТП.

    Обстоятельства ДТП включают в себя довольно большое количество условий и понятий, это: техническое состояние транспортного средства, его исправность либо неисправность, состояние дорожного покрытия (повреждение полотна, наличие колеи, гололед), освещенность места ДТП, погодные условия (наличие либо отсутствие осадков, туман), время суток (день, сумерки, ночное время), скоростной режим, режим дистанции транспортных средств, состояние участников ДТП (водители, пассажиры, пешеходы), и многие другие условия.

    По своей сути, экспертиза после ДТП, является ситуационной экспертизой, т.к. разрешает возможности не только совершения, но и избегания дорожно-транспортного происшествия при соблюдении определенных правил и совершении действий в конкретных условиях и обстоятельствах. При проведении любой независимой экспертизы ДТП, всегда используются познания транспортной трасологии, т.к.

    данные познания необходимы при разрешении вопросов с целью определения скорости транспортного средства, вычисления тормозного и остановочного пути, определения контакта и взаимодействия транспортных средств друг с другом либо с пешеходом, определения места столкновения транспортных средств либо автомобиля с пешеходом.

    Кроме познаний транспортной трасологии, при проведении судебной экспертизы ДТП, всегда необходимы технические познания, с целью разрешения вопросов технического состояния транспортного средства, исправность либо неисправность его деталей, узлов, агрегатов и электронных систем, состояние тормозной системы, и многие другие технические данные транспортного средства (клиренс, выступающие элементы транспортного средства, дополнительное оборудование и др.).

    Процессуальные виды экспертизы обстоятельств ДТП:

    Также, как и другие виды независимых автотранспортных экспертиз, автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, процессуально, может быть:

    •  досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических и юридических лиц (например, страховая компания или автодилер), либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста;
    •  судебной (судебная экспертиза ДТП, экспертиза ДТП для суда, судебная автотехническая экспертиза ДТП), т.е. назначается и проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта.

    Объекты автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП:

    Объектами экспертизы ДТП, являются:

    •  транспортные средства (автомобили, мотоциклы, прицепы, тракторы и другие);
    •  протоколы осмотра места происшествия (протокол ДТП);
    •  собственно, место ДТП;
    •  проезжая часть дорожного полотна;
    •  техническая документация транспортного средства;
    •  видеоматериалы с ДТП;
    •  видеоматериалы с видеорегистраторов ТС;
    •  фотоматериалы с места ДТП;
    •  участники ДТП (водитель, пассажиры, пешеходы), особенно при проведении комплексных судебно-медицинских – автотехнических экспертиз;
    •  ранее проведенные автотехнические экспертизы;
    •  протоколы допросов;
    •  материалы уголовных либо гражданских дел.

    Цели и задачи независимых автотехнических экспертиз ДТП:

    При проведении экспертизы ДТП, разрешаются не только вопросы конкретных условий и обстоятельств ДТП, но и вопросы транспортной трасологии, вопросы технического характера, в том числе, вопросы технического состояния автомобиля и других транспортных средств, а именно:

    •  установление обстоятельств ДТП;
    •  определение условий ДТП;
    •  определение механизма ДТП;
    •  установление механизма наезда на пешехода и/или неподвижные препятствия;
    •  составление соответствующих расчетов и моделирование обстоятельств ДТП;
    •  установление момента возникновения опасности для движения;
    •  установление причинно-следственных связей, способствующих ДТП;
    •  установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП (при заданных условиях);
    •  установление технического состояния транспортного средства, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов (см. подробно раздел Экспертиза состояния автомобиля (Экспертиза технического состояния транспортного средства, Автотехническая экспертиза автомобиля);
    •  определение скорости движения автомобиля или других транспортных средств (ТС);
    •  определение остановочного времени транспортных средств;
    •  определение тормозного и остановочного пути автомобиля и других транспортных средств (см. подробно раздел Транспортно-трасологическая экспертиза (Трасологическая экспертиза транспортных средств/автомобиля);
    •  определение взаимного расположения транспортных средств при ДТП;
    •  установление механизма взаимодействия транспортных средств в момент ДТП при столкновении;
    •  установление угла взаимного расположения ТС;
    •  определение направления удара в момент столкновения ТС;
    •  установление взаимного расположения автомобилей относительно границ и осевой линии проезжей части;
    •  установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
    •  установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии;
    •  установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
    •  установление технической возможности у водителя избежать ДТП;
    •  установление действий водителя по управлению автомобилем, начиная с момента возникновения опасности;
    •  определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
    •  определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.);
    •  установление координат места столкновения автомобиля или места наезда на пешеходов;
    •  установление взаиморасположения человека и частей транспортных средств;
    •  оценка особенностей функционального состояния людей во время их взаимодействия с частями автомобиля;
    •  выявление признаков, характеризующих действия водителя;
    •  установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
    •  определение места нахождения потерпевшего в салоне (водитель, пассажир) в момент столкновения, по характеру телесных повреждений;
    •  установление технического состояния ТС, структурных элементов и дорожных условий;
    •  проведение других видов автотехнических экспертиз ДТП, экспертиз транспортных средств и транспортно-трасологических экспертиз и исследований;
    •  оценка объективности, полноты и правильности проведенных экспертиз обстоятельств ДТП;
    •  рецензирование экспертиз обстоятельств ДТП.

    Кроме того, при установлении обстоятельств и условий ДТП, возможно:

    Проводя независимую экспертизу ДТП в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на полноту и объективность исследований, независимость и беспристрастность наших экспертов и специалистов, высокий уровень и качество выполненной работы.

    Подробно ознакомиться с условиями проведения экспертиз обстоятельств ДТП в нашем Центре, узнать стоимость экспертизы ДТП, получить письменную или устную консультацию, заказать независимую экспертизу после ДТП для суда или провести рецензию автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП, Вы можете по телефонам:

    8-916-145-00-27 – рабочие дни (с 10:00 до 18:00), выходные и праздничные дни (с 12:00 до 20:00)

    Источник: http://sudkrim.ru/index.php/ekspertiza-dtp-ekspertiza-obstoyatelstv-dtp

    Ссылка на основную публикацию