Дтп, наезд на пешехода: всегда ли виноват водитель, что будет, если произошло с участием и по вине пешехода на пешеходном, закончилось смертью, пешеход скрылся, экспертиза и права

Дтп с пешеходом со смертельным исходом — в 2019 году, по вине пешехода, судебная практика

Здравствуйте, с вами Кулик Илья! Наверное, вы предполагаете, что если из-за аварии погибли люди, то наказание за неё будет не маленькое. Сразу скажу, за это можно сесть на большой срок. Причём даже если вы пешеход! Читайте статью, и вы будете знать, когда и какое наказание за ДТП со смертельным исходом будет и в каких случаях его можно избежать.

Какая статья регулирует последствия ДТП со смертельным исходом

Ответственность за совершение аварии, в которой погибли люди установлена уголовная, так как фактически это то же деяние, что и причинение смерти по неосторожности. Наказание за ДТП с человеческими жертвами предусмотрено статьёй 264 Уголовного кодекса (УК РФ).

Этой же статьёй предписываются и меры, применяемые за причинение транспортным средством тяжких телесных травм.

Когда не будет наказания за смертельное ДТП

Владелец транспортного средства (а водитель, если он не угонял машину и едет на ней не по работе считается владельцем) не будет нести отвечать за последствия аварии, если он сможет доказать, что:

  • потерпевший действовал умышленно (самый простой пример – самоубийство);
  • действовала непреодолимая сила (например, смерч поднял и кинул авто на место, где стоял человек);
  • третьи лица незаконно завладели ТС, то есть, попросту говоря, угнали.

Если виновником в аварии, повлёкшей смерть, человек стал впервые, уголовной ответственности он может избежать, примирившись с родственниками погибшего и заплатив им компенсацию.

Что будет за аварию со смертельным исходом

Уголовную ответственность нести будет то лицо, чьё нарушение ПДД повлекло смерть других, то есть кого признают виновным. Наказание зависит от количества жертв, и от того, трезв ли был водитель в момент ДТП, наличия других отягчающих или смягчающих вину обстоятельств, наличия нарушений правил Движения со стороны погибших.

Осуждение может быть и условным, зависит от обстоятельств. Минимальный срок заключения по умолчанию – 2 месяца.

Причём если от полученных травм потерпевший скончается позже, а больнице, ответственность наступает не как за нанесение вреда здоровью, а как за причинение смерти.

Ущерб, не исключая и моральный, причинённый с участием источника повышенной опасности, к коим относится и транспорт, возместить нужно будет независимо от виновности, кроме ситуаций, когда пострадали владельцы других ТС.

Если погиб один человек

В случае когда погиб только один человек, виновнику грозят принудительные работы максимум на 4 года или лишение свободы до 5 лет. Сверх того, запретят управлять транспортом на три года или менее.

Если происшествие повлекло смерть двух и более человек

В этом случае меры будут более строгими: возможный срок принудительных работ возрастает до 5 лет, а максимально время заключения – до 7 лет. И конечно, запрет на вождение, максимально – на три года.

Если водитель сбил людей на пешеходном переходе

Если погибли пешеходы, пересекавшие дорогу в разрешённом месте, то однозначно будет признана вина бывшего за рулём транспортного средства, ведь он обязан пропускать людей на переходе. Следовательно, он подлежит ответственности, если авария повлекла смерть – уголовной. Смотря по обстоятельствам судом будет назначена та или иная мера, предусмотренная соответствующей статьёй.

Отдельный случай, когда человек шёл по «зебре», но машине был зелёный свет. Здесь, скорее всего, вину возложат на управлявшего ТС, так как он всегда должен быть готов к возникновению опасностей и принимать меры для их предотвращения. Виновником пеший участник движения станет, когда будет ясно, что водитель при всём своём желании не мог предотвратить аварию.

Кстати, вы помните, что дорогу можно пересекать не только по «зебре», но и на любых перекрёстках, а также в любом другом месте, если соблюдаются все следующие условие:

  1. не видно переходовили перекрёстка с места предполагаемого пересечения дороги;
  2. дорога в обе стороны хорошо просматривается;
  3. нет разделительной полосы или ограждений;
  4. переход осуществляется под прямым углом к краю дорожного полотна.

Ответственность водителя, когда виновен погибший пешеход

На основании п. 10.

1 ПДД, в котором прописано, что водитель должен ехать со скоростью, которая позволяет ему постоянно контролировать ситуацию, и в случае опасности тормозить вплоть до остановки, виновность пешехода на практике признаётся редко, только когда совершенно очевидно, что авария случилась из-за нарушения пешеходом ПДД (переход в неразрешённом месте, на запрещающий сигнал светофора или регулировщика) и у водителя не было никакой физической и технической возможности для предотвращения наезда. Доказательством этого может быть не только видеозаписи (видеорегистраторы в помощь) и показания свидетелей, но и трасологическая экспертиза.

Если виновником признают всё-таки пешего нарушителя, то водитель не будет осуждён по уголовной статье.

Но гражданскую ответственность владелец ТС за причинённый другим вред здоровью несёт всегда, то есть расходы на лечение (в трагических случаях – погребение), а также моральный ущерб пешеходу он должен возместить, даже в случае своей невиновности. Но и возмещаемая сумма затрат может быть снижена судом смотря по вине пешехода и состоятельности водителя, за исключением расходов, возникших из-за потери кормильца и затрат на погребение. А в возмещении морального и имущественного ущерба судом может быть и отказано.

Наказание за смертельное ДТП виновнику-пешеходу

Ответственность за ущерб несёт тот, кто виновен в его причинении. Поэтому если виновником ДТП окажется пешеход, то и административное, и уголовное наказание будет и ему.

Если в дорожном происшествии, которое произошло из-за пешехода, кто-либо погибнет, пусть даже водитель, ответственность он будет нести по ст. 268 УК РФ.

Если погибший один – наказанием будут либо принудительные работы, либо ограничение или лишение свободы, всё это на срок до 4 лет. Если жертв окажется несколько – то виновному пешеходу грозит до 5 лет принудительных работ или лишение свободы сроком до 7 лет.

Обратите внимание

Кроме того, возмещение нанесённого им ущерба, в том числе и имущественного, участники аварии могут потребовать с виновника. То есть водитель-потерпевшей может предъявить пешеходу-нарушителю требование оплатить ремонт автомобиля. Законность такого требования подтверждена Конституционным Судом РФ.

Всё сказанное в этом подзаголовке относительно ответственности пешеходов относится и к любым другим участникам дорожного движения, кроме водителей, например, пассажирам.

Какое наказание применяется за совершение смертельной аварии без прав

За езду без прав положено отдельное наказание, не связанное с попаданием в ДТП. И оно будет налагаться сверх мер, применяемых за совершение происшествия. Если человек не получал права – это будет штраф до 15 тысяч, но не меньше 5 тысяч. Если вёл машину лишённый удостоверения водителя – или штраф до 30 тыс. рублей, или административный арест, или обязательные работы.

Кроме того, вождение без прав будет поводом для возникновения регрессных требований к водителю у страховой компании.

Наказание за аварию, в которой погибли люди, совершённую в нетрезвом виде

Опьянение является усугубляющим вину фактором. Поэтому наказание будет строже. Выбора применяемых мер нет – полагается только лишение свободы, причём как минимум на два года. Потолок – 7 лет. А в случае гибели нескольких человек виновника лишат свободы на время от 4 до 9 лет. Назначить условный срок судья не имеет права.

Если виновника задержали спустя некоторое время после происшествия, и у него обнаружено опьянение, то считается, что он был нетрезв и при совершении аварии.

Страховая компания потребует от пьяного виновника заплатить затраченную ей на урегулирование убытков сумму по регрессу.

Последствия покидания места происшествия

Если человек не останется на месте аварии, то он подлежит наказанию по отдельной статье КоАП, регулирующей меры, применяемые именно за это правонарушение. А это лишение водительских прав на 1,5 года или арест максимум на пятнадцать суток.

В случае виновности в ДТП, в котором есть погибшие, оставление места происшествия будет поводом к увеличению строгости наказания.

Более того, даже в случае невиновности лица, покинувшего ДТП, к нему может быть применена ответственность по ст. 125 УК РФ, за оставление травмированного без помощи. Максимальной из возможных мер будет лишение свободы на год.

Со стороны страховщика за сокрытие с места происшествия будет регресс.

Как наказывается ДТП с погибшими в Украине, Беларуси и США

А теперь давайте посмотрим, как наказываются аварии, повлёкшие смерть, в некоторых зарубежных странах. Сразу скажу, что Беларусь и Украина в этом схожи с Россией, что неудивительно, ведь все они когда-то были единой страной. А вот в США применяется совершенно другая правовая система.

И ещё. Преступник судится по законам той страны, в которой он совершил наказуемое деяние. Но если он возвратится в ту страну, гражданином которой он является, ещё не будучи осуждённым за границей, то отвечать за содеянное он будет уже по законам своей страны. И наказание не будет более жёстким, чем оно полагается за преступление в государстве, в котором оно было совершено.

Какие меры применяются к виновникам на Украине

На Украине, если в ДТП погиб только один человек, наказанием станет заключение сроком от 3 до 8 лет, или условная мера – испытательный срок на 1-3 года. Если погибших несколько, срок лишения свободы будет равен 5-10 лет, а испытательный срок возможен только при осуждении на 5 лет.

Смягчающим обстоятельством, при котором, скорее всего, наказание будет минимальным – это полное возмещение ущерба потерпевшим лицам.

Лишение прав необязательно и решается судом, максимальный срок изъятия – 3 года. Опьянение будет отягчающим фактором, но отдельной статьи за это нет.

За вождение нетрезвым – административная ответственность, наказание за которую не зависит от попадания в аварию.

Беларусь: какое наказание придётся понести за совершение смертельного ДТП

В Беларуси виновника смертельной аварии осудят на исправительные работы на время до двух лет либо ограничат в свободе или лишат её на срок, не больший 5 лет. Если погибших несколько, то наказанием станет лишение свободы на 3-7 лет. Лишение водительских прав – по усмотрению судьи. Возможно условное наказание.

Пьяному виновнику происшествия с одним погибшим грозит попасть в заключение максимум на 7 лет, а с несколькими жертвами максимум на 10, при этом устанавливается нижняя планка – 4 года. Изъятие у виновника водительского удостоверения обязательно.

Ответственность за смертельные ДТП в США

В Соединённых Штатах действует правовая система, отличная от той, которая действует в России и на территории стран бывшего Союза, так называемая англо-саксонская.

Вообще, каждый штат устанавливает свою меру наказания за каждое преступление, хотя как основание и используется общий для всех Примерный Уголовный кодекс. Преступления делятся на простые и тяжкие, каждая из групп ещё подразделяется на степени (первая степень более тяжкая чем, например, третья).

Помимо этого, действует прецедентное право, когда суд, вынося решение, обязательно основывается на судебной практике. То есть для каждого случая у судьи уже есть готовое указание, как надо поступать, если подобные дела разбирались ранее.

Какое наказание полагается за ДТП с погибшими в Соединённых Штатах

Максимально возможная квалификация смертельного ДТП – это первая степень тяжкого убийства, за которое могут назначаться меры вплоть до пожизненного заключения и смертной казни. Но как правило, законы в конкретных штатах, предусматривают более мягкие наказания. Обычно авария с человеческими жертвами классифицируется как вторая степень тяжкого, или даже вторая степень простого убийства.

Читайте также:  Как поменять полис осаго, изменить данные в электронном, собственника, страхователя, права, фамилию

Подведём итоги

  • совершение аварии, если есть жертвы, приравнивается к причинению смерти по неосторожности;
  • водитель всегда несёт гражданско-правовую ответственность за вред другим, независимо от вины;
  • уголовное наказание будет только виновным;
  • состояние опьянения усугубит для виновника последствия происшествия, причинившего смерть.

Заключение

Вот такие последствия будут для виновника аварии, в которой погибли люди. С одной стороны, наказание достаточно суровое, с другой – погиб человек, и его уже не вернуть. Поэтому будьте аккуратны при вождении.

Если непонятно по теме статьи – пишите в комментарии, я дам ответы на все заданные вопросы.

Видео-бонус: Что будет если прилетят пришельцы на Землю? Как вы считаете?

Источник: https://gor-experts.ru/dtp/kakoe-nakazanie-polagaetsja-za-dtp-so-smertelnym-ishodom-v-tom-chisle-dlja-peshehoda-vinovnika-posledstvija-smertelnyh-avarij-za-granicej.html

Дтп с участием пешехода — ответственность водителя и права пешехода на компенсацию

Существует пять основных причин, приводящих к транспортному приключению.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и !

  1. Авария по вине водителя транспортного средства. Это самая распространенная причина ДТП. Безответственное поведения владельца автомобиля стало причиной многих трагических последствий в жизни людей. Самый распространенные факторы, которые ведут к аварии это: нетрезвый водитель транспортного средства, превышение скорости допустимой на данном участке дороги, неправильный обгон, несоблюдение дистанции с другими средствами передвижения, игнорирование сигналов светофора, отвлечение на другие дела, невнимательность, другие нарушения правил дорожного движения. Однако среди всех факторов особое значение приобрел фактор превышения скорости. В разных странах он стал виной смерти и инвалидности множества граждан. Нередки случаи, когда водитель транспортного средства настолько утомлен, что засыпает, и становится виновником транспортного происшествия. Также страшную роль может сыграть отсутствие опыта вождения автомобиля.
  2. Транспортное происшествие, виновником которого стал пешеход. Чаще всего попасть в аварию пешеход может, пересекая дорогу в неположенном месте, а также не беря во внимание сигнал светофора. Причины Дтп по вине пешехода могут включать состояние алкогольного опьянения, невнимательность, желание выиграть во времени, не сознание опасности, которая таит в себе дорога. Нередко в ДТП попадают дети, выбегая на дорогу в игре, а также пенсионеры, люди с ограниченными возможностями неспособными среагировать на приближение опасности.
  3. Распространенной причиной дорожного происшествия является техническая неисправность автомобиля. Существует перечень неисправностей транспортного средства, при наличии которых запрещено передвижение транспортного средства. Наличие технического осмотра и ответственность водителя могут свести к минимуму аварийность по этой причине. Как правило, водитель перед выездом в состоянии обнаружить неисправность, которая может привести к ДТП. По статистике всего лишь 3% аварий по причине неисправности произошли из-за дефекта транспортного средства, которое незаметно водителю.
  4. Дорожные условия, которые способствуют аварийности. К таким причинам относятся: скользящее дорожное покрытие, ухабы и ямы на дорогах, ограничение в видимости на дороге и другие. Открытые люки стали причиной многих аварий, опрокидывания транспортного средства, выезда его на встречную полосу движения.Большое количество ДТП приходится на темное время суток. На участках дороги с плохим освещением довольно тяжело увидеть пешехода в темной одежде. Поэтому для обеспечения безопасности человеку, который часто пересекает дорогу в темное время суток лучше приобрести одежду со светоотражателями.
  5. ДТП может произойти по причине халатности других участников дорожного движения, например, велосипедистов. Неисправный светофор, вовремя несрезанные ветви деревьев над дорогой, упавшее дерево.

Сложные метеоусловия, дожди, снегопады, гололедица также являются частой причиной ДТП.

Ответственность при ДТП с участием пешехода

Виновником ДТП могут стать: пешеход, водитель средства передвижения, иные участники дорожного движения. В зависимости от решения суда ответственность несет виновный в ДТП.

Ответственность может быть возложена на дорожную службу, в случае если авария произошла по причине не соответствующего нормам состоянию дорог. Также виновной стороной может быть служба ГИБДД, в случае неисправности светофора.

Наезд на пешехода по вине водителя

В зависимости от последствий дорожного происшествия, водитель, ставший виновником ДТП может нести такие виды ответственности:

  1. Уголовную ответственность (лишение свободы до 8 лет).
  2. Административную ответственность (штраф, лишение водительского удостоверения).
  3. Гражданскую ответственность (возмещение ущерба пострадавшему лицу).

Если вред нанесен другому автомобилю, то виновника ждет административная ответственность в виде штрафа ГИБДД, и гражданская ответственность в виде компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Если пострадал пешеход, то статья 1079 Гражданского Кодекса РФ обязывает виновного водителя оплатить расходы на его лечение.

Дтп по вине пешехода

Несмотря на то что пешеходы имеют меньше причин и ситуаций для создания ДТП, они могут стать его виновником.

Отсутствие прав не освобождает пешехода от необходимости соблюдения правил движения на дороге. Законодательством предусмотрена ответственность пешехода за нарушения, которые привели к аварии.

Административная ответственность пешехода определяется штрафом в пределах 500 рублей.

Если в результате ДТП был причинен вред здоровью и жизни другого участника происшествия, то предусмотрена такая ответственность:

  1. Штраф в пределах 1000-1500 рублей.
  2. Лишение свободы сроком до 2 лет, если пострадавший получил тяжелые травмы.
  3. Лишение свободы сроком до 4 лет, если авария повлекла за собой смерть участника ДТП.
  4. Лишение свободы сроком до 7 лет, если погибли двое и более человек.

Пешеход является полноправным участником движения на дороге и несет полную административную, уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

Как определить виновного

Определение виновного в ДТП осуществляется при трудных обстоятельствах. Затруднение вызывают ситуации без прямого нарушения правил движения на дороге.

Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.

Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.

Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.

Ответственность за наезд на пешехода

Тяжесть ответственности водителя сбившего пешехода зависит от двух факторов: вина водителя и степень тяжести ущерба пострадавшего пешехода. Это может быть лишение водительского удостоверения, штраф ГИБДД, суд и уголовная ответственность.

Так, статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации говорит о том, что водителя ждёт лишение свободы сроком от 3 до 6 месяцев или до 2-х лет с лишением права на срок до 3-х лет. Если в результате ДТП погиб человек, водителю грозит наказание до 5 лет лишения свободы.

Ответственность водителя лежит в пределах от штрафа до заключения до 8 лет. Законодательство, как правило, принимает сторону пешехода.

На жесткость мер наказания водителя могут повлиять обстоятельства:

  1. Водитель сбил пешехода в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Водитель скрылся с места аварии.
  3. Водитель проявил агрессию.

Добропорядочный водитель на месте ДТП поведет себя так:

  1. Вызовет неотложную помощь и сотрудников дорожной инспекции.
  2. Окажет пострадавшему пешеходу необходимую помощь.
  3. Снимет или сфотографирует место аварии.
  4. Зафиксирует показания свидетелей.
  5. Предоставит все данные сотрудникам дорожной инспекции для создания протокола.
  6. Свяжется со страховой компанией и зафиксирует дорожное происшествие.

Права сбитого пешехода и компенсация

Кто бы ни был виновником аварии, пострадавший пешеход имеет право на компенсацию материального ущерба и затрат на восстановление здоровья. Часть компенсации выплачивается страховой компанией (ОСАГО).

Компенсация может быть разная в зависимости от характера ущерба:

  1. Нанесения вреда здоровью и жизни пешехода (до 160 тыс. руб.).
  2. Нанесение вреда имуществу пешехода (120 тыс-160 тыс. руб.).

Размер компенсации рассчитывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 56). Выплата моральной компенсации пострадавшему определяется в ходе судебного разбирательства.

Если в суде доказана невиновность водителя или преднамеренное действие пострадавшего, то компенсация может быть отменена.

Источник: https://prostopozvonite.com/avtopravo/dtp/uchastiem-peshexoda.html

Пешеход виновен в ДТП

В городе с плотным движением сбить человека очень просто, особенно, когда пешеходы норовят перебежать дорогу в неположенном месте. Очень часто водитель не успевает тормозить, а пешеход оказывается под машиной. Что нужно знать водителю и как поступить, если в ДТП виноват пешеход?

Важно! Нельзя скрываться с места ДТП, независимо от того, пешеход виноват в ДТП или водитель, есть ряд обязательных рекомендаций, которые следует соблюдать:

  • Убирать машину с места аварии категорически нельзя. Даже перемещение автомобиля на незначительное расстояние является фактом нарушения ПДД, которое наказывается лишением прав от года до двух.
  • Нельзя самостоятельно оказывать доврачебную помощь, если нет специальных навыков. Кроме того, если нет возможности дождаться скорую помощь, при сильных повреждениях пострадавший отвозится попутным транспортом, использовать свою машину не рекомендуется.

Чтобы ни случилось, вы должны прежде всего вызвать сотрудников ГИБДД и спокойно дождаться их приезда.

После проведения на месте обязательных следственных действий, сбора фактов и доказательств аварии, будет вынесено решение и предъявлено обвинение в ДТП.

Большинство людей забывают о своей безопасности, не знают правил ПДД и считают, что водитель обязан пропускать пешеходов в любом случае. Но это далеко не так.

Пешеход – такой же участник дорожного движения и также обязан соблюдать установленные ПДД. Полный перечень штрафов и наказаний для пешехода, как виновника ДТП, приведен в таблице:

Вред здоровью легкой или средней тяжести Штраф: 1000-1500 рублей
Вред здоровью тяжелой степени Уголовное наказание и возможное лишение свободы сроком до двух лет
Смерть пострадавшего Уголовное наказание и лишение свободы сроком до четырех лет
Смерть двух пострадавших Уголовное наказание и лишение свободы сроком до 7 лет

Кроме того, что он может погибнуть под колесами авто, нарушитель правил может еще быть наказан и финансово, хотя зачастую это достаточно сложно реализовать на практике.

Согласно закону обязанность возмещения любого ущерба возлагается на то лицо, которое является виновным в случившейся аварии.

В случае, если ДТП произошло из-за умышленных нарушений ПДД пешеходом, то компенсировать ущерб должен в таком случае он.

Важно

Основание для такой ответственности на пешехода – это статья 1064 ГК РФ, согласно которой обязанность возместить вред возлагается на виновного, независимо от того, кто это – водитель автомобиля или пешеход.

Именно наличие вины выступает здесь главным фактором.

Такую же позицию занимает и Конституционный суд РФ. В 2012 году высшей судебной инстанцией было вынесено четкое определение по данному поводу: пешеходы, которые нарушили ПДД и стали виновниками ДТП, не освобождаются от положенной ответственности за причиненный в той или иной ситуации материальный ущерб.

Таким образом, действует обоюдная ответственность, если водитель нанес вред жизни и здоровью пешехода – он должен его компенсировать, пешеход же обязуется возместить нанесенный своими действиями материальный ущерб водителю ТС.

Действия водителя в случае вины пешехода в ДТП

Предлагаем вам ознакомиться с перечнем последовательных действия по факту происшествия , если пешеход виноват в аварии.

До приезда ГАИ:

  • Даже, если пешехода сбила машина, и он уверил водителя в том, что все нормально, лучше всего вызвать полицию. Так как пешеход может по пришествии домой грамотно составить заявление о наезде с указанием номера автомашины и данных об автовладельце. В этом случае, автовладелец будет обвинен в наезде и будет считаться скрывшимся с места ДТП.

В качестве одного из вариантов можно рассмотреть написание пешеходом расписки об отсутствии претензий.

Читайте также:  Каско с франшизой и без: плюсы и минусы, что значит в страховании, возврат, с виновника дтп, динамическая, условная, безусловная, возмещение

В таких расписках главным фактом в пользу водителя является указание записи о том, что пешеход признает свою вину, также данная расписка является соглашением об обоюдном примирении сторон.

Но, есть один существенный нюанс: в суде такие “документы” не имеют никакой юридической силы, а наличие различных повреждений на автомашине – лишь доказательство вины автовладельца.

Не нужно экономить время, лучше сразу же обратиться в 02 и постараться найти свидетелей происшествия, особенно в случае сильного повреждения пешехода. Возможно в дальнейшем это поможет вам выиграть суд и доказать невиновность.

  • Также необходимо переписать данные очевидцев, которые желают дать показания и являются свидетелями не только ДТП, а и дальнейших событий. О факте незаинтересованности свидетелей скажет то обстоятельство, что они сами сообщат ГАИ о желании свидетельствовать. Как правило, показания свидетелей не берутся по месту, берутся лишь данные свидетелей (имя, отчество и фамилия, адрес, телефоны и пр.) для того, чтобы вызвать свидетелей отдельно и снять показания по данной аварии в процессе следствия.
  • До приезда работников ГАИ, если было торможению юзом, необходимо выставить аварийный знак перед началом юза – это будет свидетельствовать о том, что была попытка предотвращения аварии, а длина тормозного пути позволит эксперту рассчитать скорость, с которой двигался автомобиль.
  • Для наиболее эффективного автотехнического исследования необходимо сохранить осколки стекла, пластика и прочих элементов автомобиля на проезжей части нетронутыми, на основании таких данных эксперт сделает вывод о месте и образе касания пешехода и автомобиля в момент аварии.
  • Место аварии должно быть сфотографировано с изображением на фото всех важных деталей и нюансов, которые связаны с местоположением потерпевшего и транспортного средства.

Поведение при ДТП после приезда ГАИ

  • В то время, когда будет составляться протокол, необходимо находиться рядом со следователем, для того чтобы наблюдать за цифрами, которые указываются в протоколе при замерах рулеткой. Схема и протокол подписываются водителем. Поэтому необходимо детально все изучить. Также водитель имеет право вносить коррективы в протокол и схему, если имеются неточности или указана неверная информация и детали происшествия. Приветствуется присутствие адвоката на месте происшествия.
  • Сотрудникам ГАИ не нужно грубить и пререкаться, рекомендуется вести себя адекватно и сдержанно. Если вы не согласны с протоколом, позже можете обжаловать штраф ГИБДД, а для начала необходимо требовать внесения уточняющих пояснений в протокол или составленную типовую схему дорожной аварии.

Сотрудники ГАИ составляют протокол после опроса участника, потерпевшего и, если есть возможность, свидетелей.

https://www.youtube.com/watch?v=m7lnFjbs9AE

Очень важно, чтобы в протоколе фиксировалось положение автомобиля и потерпевшего после аварии, а также: положение свидетелей при ДТП и место, где лежат вещи пострадавшего.

  • Необходима фиксация тех условий и препятствий на дорожном полотне, которые могли бы стать предпосылкой к аварии. Максимум детализации – это очень хороший способ доказать свою невиновность при ее состоятельности, так как нередки случаи умышленного создания аварийной ситуации со стороны пешехода, ложных свидетельств со стороны очевидцев и пр.
  • Необходимо предоставить имеющиеся данные с видеорегистраторов или веб-камер внешнего наблюдения (устанавливаются на улицах) и пр. Это поможет в восстановлении полной картины происшествия.

В настоящее время существует распространенная ситуация, когда водителя обвиняют В ДТП, которое он не совершал.

Именно поэтому, очень важно знать порядок тех действий, которые могут помочь доказать невиновность в ДТП и помогут установить вину пешехода, если она присутствует.

Источник: https://urist.one/avto/esli-v-dtp-vinoven-peshihod.html

Наезд на пешехода — ответственность, статья и судебная практика, на пешеходном переходе, во дворе и других местах

Наезд на пешехода — одно из наиболее частых дорожно-транспортных происшествий. Аварии с участием и водителей, и пешеходов происходят на проезжих частях, во дворах, на парковках, на любых других участках автомобильного движения. Виновниками подобных аварий могут становиться как автомобилисты, так и сами пешеходы.

По данным Госавтоинспекции России, с начала 2018 года в ДТП пострадало 13 866 пешеходов. 13 072 человека были ранены, 1 325 скончались на месте происшествия или в больницах.

За 12 месяцев 2017 года под автомобили попало 53 232 пешеходов. 49 869 человек были ранены, 5 777 скончались.

Абсолютная величина Погибли Пострадали
2017 По сравнению с 2016 2017 По сравнению с 2016 2017 По сравнению с 2016
ДТП и пострадавшие пешеходы 53 232 -0,4% 5 777 -2,6% 49 869 -0,2%
Из-за наезда на пешехода 51 839 -0,3% 5 634 -2,6% 48 377 -0,2%
По вине водителей 31 234 +4,3% 2 396 +0,1% 30 567 +4,4%
По вине пешеходов 20 861 -4,1% 3 826 -2,9% 17 528 -4,4%
На пешеходных переходах 19 591 +5,9% 1 075 +5,0% 19 569 +5,8%

Как видно из таблицы, количество ДТП с участием пешеходов в прошлом году немного снизилось. При этом сами пешеходы стали осторожнее на дорогах, поэтому они реже бывали виновниками дорожных происшествий. А вот водители, напротив, сбивали пешеходов чаще. Причём возросло количество аварий, в которых люди попадали под машину прямо на «зебре».

Ответственность водителя за ДТП с пешеходом

Наказание автомобилиста за ДТП с участием пешехода будет зависеть от нескольких факторов:

  • где был совершён наезд — на пешеходном переходе или вне зоны его действия;
  • насколько серьёзен ущерб, понесённый пешим прохожим;
  • кто является виновником происшествия;
  • в каком состоянии был автовладелец (трезв или пьян);
  • как часто он попадал в аварии и получал штрафы за нарушение ПДД;
  • как водитель повёл себя после ДТП (скрылся с места происшествия или остался и оказал помощь пострадавшему).

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов подпадают под действие трёх российских законодательных актов:

  • Гражданский кодекс (если здоровью пешехода не был причинён вред, но пострадало его имущество или был зафиксирован моральный ущерб).
  • Кодекс об административных правонарушениях (если вред здоровью пешехода был лёгким или средним).
  • Уголовный кодекс (участнику аварии был нанесён серьёзный ущерб или ДТП повлекло за собой летальный исход).

Дтп на «зебре»

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях водитель обязан предоставить пешеходу преимущество на «зебре»

Если автомобилист сбил пешего прохожего в зоне действия перехода, ответственность за это будет полностью лежать на водителе. За нарушение этой нормы, даже если пешеход не пострадал, водитель получит штраф в размере 1 500 – 2 500 рублей.

Если по вине водителя, не пропустившего человека на «зебре», пострадает имущество пешехода или ему будет нанесён моральный вред, он может предъявить водителю гражданский иск. При этом сумму ущерба обязана будет выплатить страховая компания автовладельца. Порядок и объём возмещения, а также прочие характеристики будут зависеть от того, какой полис оформлен у автовладельца — ОСАГО или КАСКО.

Если пешеходу был нанесён лёгкий вред

Если в результате аварии пешеходу был нанесён лёгкий вред здоровью или ущерб средней тяжести, водитель будет привлечён к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Причём привлекать его будет уже не пострадавший пешеход, а органы дорожной безопасности.

Действия водителя, по вине которого пешеходу был нанесён лёгкий вред или ущерб средней тяжести, могут расцениваться по статье 12.24 КоАП РФ (нарушение ПДД, повлёкшее причинение лёгкого или среднего вреда здоровью):

  • за лёгкий вред — штраф от 2 500 до 5 000 рублей или лишение прав на срок 1–1,5 года;
  • за ущерб средней тяжести — штраф от 10 000 до 25 000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок 1,5–2 года.

Если авария привела к тяжёлым увечьям или смерти

Наказание водителя за наезд на пешехода, который привёл к тяжёлым увечьям или смерти зависит от многих факторов

Если в результате аварии пешеход получил тяжёлые увечья или погиб, водителя будут судить в рамках уголовного делопроизводства. Его действия подпадут под статью 264 УК РФ — нарушение ПДД и правил использования транспортных средств. Наказание будет зависеть от степени причинённого вреда:

  • за тяжкий вред здоровью — ограничение или лишение свободы на 3 или 2 года соответственно, арест на полгода, два года принудительного труда;
  • за причинение смерти — до 4 лет принудительного труда или до 5 лет тюрьмы;
  • за причинением смерти двум и более людям — до 5 лет принудительного труда или до 7 лет тюрьмы.

Выбор наказания в первую очередь будет зависеть от наличия отягчающих обстоятельств. Если водитель, сбивший пешехода, был пьян, уже получал административные наказания за те же деяния, оставил место ДТП и бросил человека в опасности, размер наказания, вероятнее всего, будет увеличен.

Если же водитель, напротив, остался на месте аварии и оказал пострадавшему помощь, вызвал скорую помощь и ГАИ, зафиксировал все обстоятельства ДТП и предоставил их органам дорожной безопасности, а также постарался доказать неумышленность своего деяния — наказание могут снизить до минимального.

Если авария произошла не на пешеходном переходе

ДТП на пешеходных переходах, по статистике, являются не самыми распространёнными. Чаще всего люди попадают под машины при других обстоятельствах:

  • при пересечении трассы в неположенном месте;
  • при движении по обочинам;
  • при нахождении в зоне автомобильного движения во дворе;
  • на парковках и стоянках автотранспорта.

В таких случаях автомобилист может избежать наказания за ДТП — если сумеет доказать, что не является виновником аварии. Автомобилист может апеллировать к тому, что пешеход сам нарушил ПДД, не убедился в отсутствии движущегося транспорта и безопасности своего манёвра и т.д. Самым весомым доказательством здесь будет запись происшествия с видеорегистратора.

Если наезд был совершён умышленно

Намеренное причинение вреда пешеходу или летальный исход может довести водителя до тюрьмы

Вышеописанные нормы относятся только к тем случаям, когда авария произошла по неосторожности водителя или пешехода.

То есть указанные статьи применимы только тогда, когда к причинам ДТП не относится злой умысел: если водитель не желал намеренно причинить вред пешеходу, а прохожий, в свою очередь, не бросался под колёса специально — к примеру, чтобы потребовать у водителя денег.

Если же водитель сбил пешехода намеренно (например, нередки случаи, когда автомобилисты специально «цепляют» пешеходов, движущихся по обочине, чтобы доказать им, что здесь ходить нельзя), судить автомобилиста будут по уголовному законодательству — за умышленное причинение вреда здоровью или смерти. Последний случай и вовсе будет трактоваться как убийство, и последствия у деяния будут соответствующие — от 6 до 15 лет тюрьмы.

Судебная практика

Поскольку ДТП с участием автомобиля и пешехода являются одними из самых распространённых, судебная практика в этой области очень обширна. Если пеший человек пострадал не слишком сильно, обычно сторонам предлагают заключить мировое соглашение. В этом случае водитель может даже не лишиться прав — он должен будет просто заплатить пешеходу сумму, о которой они договорятся.

Если же вред человеку был серьёзным или обстоятельства ДТП трактуются сторонами по-разному (к примеру, водитель утверждает, что не виноват в аварии), исход дела сможет решить только суд. Вердикт будет зависеть от множества обстоятельств.

Как действовать после аварии, чтобы минимизировать последствия

Юристы советуют автомобилистам первым делом остановить свою машину, включить «аварийку» и выставить соответствующий знак

Если авария с участием пешехода уже произошла, водитель может постараться минимизировать её последствия.

Нужно попытаться оказать первую помощь пострадавшему. Везти его в больницу самостоятельно стоит только в случае реальной угрозы жизни. В иных ситуациях лучше вызвать скорую помощь и дождаться квалифицированных медиков, чтобы ещё сильнее не навредить пострадавшему.

Читайте также:  Почему не проходит проверка рса, данные полиса осаго онлайн и документы по оформлению, что делать, если не принимают мощность, стаж, диагностическую карту, водительское удостоверение, птс

Водителю следует проверить, записался ли момент аварии на видеорегистратор. Если устройства нет в машине у самого участника ДТП, можно попросить помощи у свидетелей происшествия. Также желательно снимать всё происходящее на телефон или планшет.

Кроме того, водитель может начать сбор доказательств своей невиновности. К примеру, зафиксировать, что пешеход переходил дорогу в неположенном месте или был пьян. Можно также оценить ущерб, который получил сам водитель и его имущество — потом он сможет подать встречный гражданский иск.

Как предотвратить наезд

На регулируемых и нерегулируемых переходах одинаково важно внимательно посмотреть по сторонам и убедиться, рядом не едет автомобиль

Рекомендации водителям:

  • Будьте внимательны при подъезде к остановкам общественного транспорта, особенно когда там происходит посадка и высадка пассажиров. В этот момент пешеход может появиться в самом неожиданном месте.
  • Следуйте примеру притормаживающих рядом автомобилей, возможно, они останавливаются, чтобы пропустить пешехода. Если вы не нажмёте на тормоз, то можете не только сбить пешехода, но и врезаться в притормозившую машину.
  • Будьте осторожны с припаркованными автомобилями, особенно крупногабаритными грузовиками — из-за них может выскочить пешеход.
  • Соблюдайте особую осторожность в тёмное время — даже на «зебре» можно не заметить пешехода в тёмной одежде без светоотражающих элементов.
  • Используйте парктроники и камеры заднего вида, расширяющие угол обзора, чтобы не попасть в аварию на парковке.

Советы пешеходам:

  • Пересекайте трассы только в зоне действия пешеходного перехода.
  • Не стоит ходить по обочинам и проезжим частям даже во дворах.
  • Не выскакивайте из-за автобусов и грузовиков — из-за них водитель не может вас заметить.
  • В тёмное время закрепляйте светоотражающие элементы на одежде, обуви или сумке.

Поскольку в последние годы следовать этим советам начинают всё больше людей, а наказания за нарушение ПДД всё ужесточаются, количество аварий на дорогах ежегодно сокращается.

Источник: https://avtopravo.guru/dtp/naezd-na-peshehoda-otvetstvennost.html

Наезд на пешехода: 3 вида наказания за нарушение в 2019 году

Сбить человека — это не только административная или уголовная ответственность, но и психологическая травма как для водителя, так и для пешехода, особенно если это представитель слабой части населения: ребёнок, инвалид, человек преклонного возраста, беременная. В российском законодательстве эта проблема усугубляются частой несправедливостью санкций для обеих сторон.

Общие сведения

В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.

И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.

Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.

Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.

Их три:

Тяжкая степень устанавливается только в ходе экспертизы по специальному методу. А лёгкая и средняя различаются по периоду, в течение которого пострадавший провёл на больничном. Если человек был нетрудоспособным меньше 21 дня, то увечья считаются лёгкими, если больше — то средними.

Длительность больничного определяет лечащий врач.

Санкции коррелируют с разными факторами происшествия.

Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС грозят:

  • гражданской;
  • административной;
  • и уголовной ответственностью.

Меры наказания по ГК России являются самыми простыми — нужно возместить причинённый урон. Подразумевается материальный урон — имуществу пешехода, расходы на реабилитацию, так и моральный — ущерб, нанесённый личности пострадавшего.

Особенностью гражданско-правового регулирования этой ситуации является то, что к гражданской ответственности может быть привлечён и пешеход — если имуществу и здоровью водителя причинён вред и доказана вина пешего.

В судебной практике встречаются оба вида привлечения к гражданской ответственности, но второй — реже.

В российской судебном практике водителю приходиться компенсировать пешеходу расходы и ущерб, даже если виноват именно пешеход — переходил дорогу, нарушая ПДД, но считается, что водитель как источник опасности всё равно должен был предотвратить наезд.

Под административными санкциями понимаются меры наказания, предусмотренные Кодексом России об административных правонарушениях. В КоАП есть специальная статья 12.24 — о наезде на пешехода. За такое деяние водитель наказывается следующими образом:

  • лишение права на вождение на год-полтора или взыскание неустойки в пределах 2 500 — 5 000 рублей; назначается за увечья, на лечение которых ушло не больше 21 дня;
  • лишение права на вождение на 2 года или взыскание неустойки в пределах 10 000 — 20 000 рублей; назначается за увечья средней тяжести. Потеря трудоспособности до 4 месяцев относится к увечьям средней тяжести, если они не опасны для жизни гражданина.

А за вред тяжёлой степени предусмотрена уголовная ответственность. Согласно Уголовному кодексу России водитель наказывается по нарастающей:

  • ограничением свободы передвижения — до 3 лет;
  • задержанием — до 6 месяцев;
  • привлечением к полезному труду — до 2 лет;
  • заключением в тюрьме — до 3 лет.

Если произошёл наезд на человека на пешеходном переходе, то сидевшего за рулём лишат прав — точный срок определяется в зависимости от тяжести нанесённых увечий и ущерба, но не больше 3 лет.

Согласно Правилам, переходить дорогу можно на светофоре, пешеходном переходе, на перекрёстке, через подземный и наземный переход, а также позволяется пересечение дороги при достаточной отдалённости движущегося транспорта и по минимальной траектории.

Если наезд произойдёт вне мест для пересечения дороги, то у водителя велики шансы доказать виновность пешего участника движения и вообще избежать любой меры ответственности.

Если же пешеход был нетрезвый или под действием наркотических либо психотропных веществ, так что не мог адекватно оценивать происходящее, то он становится правонарушителем, если создаёт опасное положение на дороге — для прочих передвигающихся лиц. Тогда нетрезвый получит санкцию, даже если переходил дорогу в положенном месте, но и водитель не останется без своей меры наказания.

Если вреда не было

Если машина задела человека, но ни пешеход, ни водитель не пострадали, то может быть применена лишь ответственность по ГК России — компенсация ущерба имуществу и морального урона. А если стороны сумеют договориться, не прибегая к услугам правоохранительных органов, то никакие санкции вообще не будут действовать.

Чем грозит наезд со смертельным исходом?

Если машина задела человека на тротуаре, на прогулочной зоне, во дворе и т. д., и человек не выжил, то водителя неизбежно лишают права вождения — срок определяется органами власти.

Прежде за оставление места происшествия к имеющемуся наказанию пробавлялась санкция по УК России, но она была отменена. Теперь за оставление места ДТП водителю грозит только штраф из Кодекса об административных правонарушения — 1 000 — 1 500 рублей, арест до 15 дней или лишение права на вождение до года.

Другая вариация — если человека задела машина, но он выжил, но нуждается в срочной медицинской помощи, а водитель оставил сбитого пешехода в состоянии, требующем скорой помощи. Здесь действует УК РФ, но доказать факт оставления человека в опасном для жизни положении — очень трудно, поэтому к этой мере граждан привлекают редко.

Совет

В последнем случае на практике применяется ответственность по ГК и КоАП России. Пострадавшему возмещаются все траты на лечение и восстановление, а также моральный урон — суд должен взвесить степень его нравственных переживаний и психологического ущерба и определить размер моральной компенсации.

Если человек после столкновения с автомобилем умер, то виновный привлекается к другим мерам уголовной ответственности:

  • заключением в тюрьме — до 7 лет (при одном умершем);
  • привлечением к полезному труду — до 4 лет.

Особенности уголовного наказания

Уголовный кодекс России содержит 2 случая с наездом, которые регулируются согласно нему:

  • нанесение пешеходу увечий тяжёлой степени;
  • смерть пешехода.

При назначении санкции учитываются обстоятельства ДТП. Так, если водитель был нетрезвый или под действием наркотических веществ, то его положение усугубляется, ему могут назначить высшую меру наказания — 7 лет тюрьмы.

Если погибли 2 и более людей, то заключение составит до 9 лет.

При этом обязательно проводится процедура лишения права на вождение транспортных средств — непременное наказание за наезд на пешехода с тяжёлыми последствиями. Но такие граждане могут попасть под амнистию, которую ежегодно осуществляет Государственная Дума России.

Под милость государства попадают:

  • беременные;
  • женщины после 55 лет;
  • женщины, у которых на воспитании есть дети до 18 лет;
  • мужчины, у которых на воспитании есть дети до 3 лет;
  • мужчины после 60 лет;
  • лица до 18 лет — естественно, они водили без прав;
  • лица, которым на дату ДТП не было 18 лет;
  • инвалиды I-III групп.

Но у этих лиц всё равно будет судимость.

Можно ли избежать ответственности?

При ДТП стороны часто допускают ошибки, из-за которых потом не могут доказать собственную невиновность или виновность и других лиц в случившемся.

Принято считать, что водитель не может избежать ответственности, даже если вся вина на пешеходе, но при грамотном подходе к процедуре оформления ДТП и фиксации всех фактов можно даже избежать гражданской санкции.

Каковы обязательные действия водителя:

  • выйти из машина и оказать посильную помощь пострадавшему;
  • при необходимости (угрозе жизни) — отвезти его в госпиталь, предварительно позвонив в ГИБДД и уведомив об оставлении места ДТП;
  • если ушибы и травмы не угрожают жизни, нужно вызвать скорую по номеру 112;
  • нужно выставить аварийный знак за 5 — 10 метров и сделать фотографии машины с разных ракурсов; также необходимо снять на камеру в формате видеосъёмки машины свидетелей, так чтобы были видны номера и модели, а также окружающую обстановку;
  • обязательно нужно взять контакты свидетелей;
  • осмотреть место ДТП на наличие камер видеонаблюдения, чтобы через них можно было увидеть столкновение; нужно помнить, что записи стираются через 3 дня, поэтому запросить их нужно в кратчайшие сроки.

Согласно ПДД водитель должен немедленно остановить машину и не сдвигать её с места ни на дюйм, а также запрещено перемещать иные предметы, имеющие отношение к происшествию.

Часто сотрудники ГИБДД взыскивают штраф по этой статье (статья 2.5), даже если пешеходу не причинён какой-либо вред.

Пример — водитель выезжал со двора собственного дома и задел пешехода, после чего отъехал на 5 метров, чтобы не загораживать проезд.

Пешеход даже не ушибся, но написал заявление в полицию, и водителя арестовали на полмесяца (или лишили права на вождение), хотя предъявить штраф за наезд на пешехода не могли.

Владелец машины утверждал, что не уезжал с места аварии, ведь он живёт в этом доме, но сотрудники автоинспекции, ссылаясь на пункт 2.5 ПДД, не отменили постановления, а до суда дело не дошло.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(14

Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda

Ссылка на основную публикацию