Нормативные акты и закон о тахографах: основные положения, которые важно знать водителям
Закон о тахографах – это ФЗ №196 от 1995 г., есть еще Постановление Правительства РФ №1213 от 2012 г., Приказы Минтранса №36 и №273 от 2013 г. и Регламент Таможенного Союза. Они требуют устанавливать контролирующее устройство на автобусы с числом мест больше 8, грузовики массой от 3,5 т, если те используются для получения дохода.
С 2019 г. прибор для поездок по России должен быть только цифровым с блоком СКЗИ. ЕСТР разрешен лишь для международных перевозок. Каждые 10 лет оборудование нужно полностью менять, раз в 3 года проводить калибровку и замену блока. Плановые проверки осуществляются через 2 года. А за отсутствие устройства водитель заплатит штраф в 1000-3000 р.
Основной закон о тахографах – федеральный №196-ФЗ от 1995 г. В статье 20 сказано:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: … оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы).
Законодательство регулирует также требования к приборам, устанавливает, какие типы и категории транспорта должны быть ими оснащены, правила применения, контроля функционирования следующими документами:
- Постановлением Правительства РФ №1213 от 2012 г. Документ утверждает обязательность использования тахографов для некоторых типов ТС и предписывает Минтрансу детально разработать условия их эксплуатации.
- Приказом Министерства транспорта №36 от 2013 г., редактировавшемся в 2018 г. В нем определено, кто обязан устанавливать тахограф, какие карты для него используются, кто и как обслуживает, контролирует работу прибора.
- Приказом Минтранса №273 от 2013 г. Документ регламентирует порядок оснащения ТС тахографами, их конструкцию, функции, особенности эксплуатации.
То есть федеральный закон только указывает на необходимость использования оборудования, подробности о том, как это делается, следует искать в Приказах Минтранса.
Кому нужен тахограф
В Приказе Минтранса №36 указано, кому именно нужен тахограф:
- грузовикам массой от 3,5 т, перевозящим любое содержимое;
- тем же типам ТС, если они транспортируют опасный груз;
- автобусам, если количество сидений в них от 8, и они работают не на городских или пригородных маршрутах.
Важное разъяснение закона состоит в следующем:
Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее — владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
То есть не нужен прибор:
- личным легковым авто;
- троллейбусам;
- тракторам;
- машинам экстренных служб (пожарная, скорая, полиция и т. п.);
- такси;
- эвакуаторам;
- спецтехнике, используемой в строительстве;
- военному транспорту;
- учебным автомобилям.
Здесь есть и нюанс: если грузовик или автобус личный, но владелец устроился работать в фирму либо на государственное предприятие, прибор на транспорт устанавливать надо. То же касается и некоммерческих перевозок людей на ТС типа M2, M3 или грузов на машинах категорий N2, N3.
Приказ Минтранса о тахографах об установке и замене
Приказ Минтранса №273 о тахографах действует с 2013 г., но дополнился в 2018 г. новыми требованиями, прежние и действующие на сегодня условия заключаются в следующем:
- об оснащении ТС прибором заботится его владелец и обращается за этим в мастерскую, аккредитованную ФБУ «Росавтотранс»;
- когда говорят об установке, имеется в виду также активизация прибора и блока СКЗИ, настройка, опломбирование;
- закон с изменениями требует, чтобы в памяти тахографа были данные об авто, включая VIN, госномер ТС, а настройка обеспечивала возможность распечатки чека с информацией о номерах мастерской, самого прибора в списке «Росавтотранса», блока СКЗИ из перечня той же организации;
- повторная настройка должна осуществляться раз в 3 года в той же мастерской.
Приказ Минтранса №36 содержит боле подробную информацию о замене приборов. С 1 января 2019 г. в перечисленных выше транспортных средствах должны быть установлены цифровые тахографы с блоком СКЗИ. Только в них используются карты, соответствующие требованиям Приложений к правовому документу.
Тахограф: нормативные документы Таможенного союза
Установить тахограф требуют и межгосударственные нормативные документы. Прибор обязан соответствовать регламенту «О безопасности колесных ТС». Таможенный Союз принял его в 2011 г. Требования, установленные правовым документом:
- прибор должен иметь сертификат, подтверждающий его электромагнитную совместимость с компонентами ТС, то есть оформленный по правилам ЕЭК ООН или ГОСТу З 41. 10-99;
- после калибровки на автомобиль должна быть закреплена табличка с информацией об организации, установившей его, некоторые технически характеристики авто, госномер;
- разъемы тахографа, датчик скорости, антенна ГЛОНАС опломбируются с обозначением клейма мастерской, выполнявшей калибровку.
Подробные требования к тахографам указаны в Приложении №10 правового документа.
Установка цифровых тахографов
Установка цифровых тахографов осуществляется в соответствии с требованиями:
- прибор должен быть в единственном экземпляре, не допускается наличие в машине еще одного, даже нефункционирующего;
- тахограф размещается так, чтобы водитель имел возможность работать с ним, не вставая с сиденья;
- манипуляции по установке включают в себя монтаж, активацию прибора и блока СКЗИ, настройку, опломбирование, которые должны выполняться по инструкции от производителя прибора.
Закон требует, чтобы этим занималась мастерская, уполномоченная «Росавтотрансом». Список есть на сайте организации.
Смотрите в этом видео о том, как установить цифровой тахограф:
Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой
Менять аналоговый тахограф на цифровой нужно, как того требуют Приказы Минтранса. Кроме них замене подлежат:
- приборы типа ЕСТР, если машина не участвует в международных перевозках;
- цифровые, не имеющие встроенных карт и не читающие с них информацию;
- модификации без блока СКЗИ и модуля ГЛОНАСС. Точнее узнать, какие модели следует использовать, можно на сайте «Росавтотранс». Здесь стоит посмотреть типы блоков СКЗИ, применяемых в России. А на этой странице указаны модели разрешенных водительских карт.
Нюансы установки
На автомобилях для международных перевозок российское законодательство и межгосударственные правовые документы требуют устанавливать тахограф ЕСТР. Он соответствует требованиям, предъявляемым к таким приборам, обеспечивает контроль и регистрацию нужных показателей.
Но для поездок внутри России ЕСТР не годится. С 2019 г. нужен только тахограф с блоком СКЗИ. Оба типа устройства тоже не могут использоваться на машине одновременно. И даже просто наличие рядом одного с другим недопустимо.
Установка тахографов на грузовые автомобили
Установка тахографов на грузовые автомобили массой от 3,5 т необходима, если техника используется в коммерческих целях, то есть перевозка приносит прибыль. Но и эксплуатация с другими мотивами (например, транспортировка мусора или иная деятельность, не приносящая очевидного дохода), тоже требует наличия функционирующего прибора.
То же касается и автобусов категорий M2 и M3. Если транспорт возит на работу сотрудников предприятия или школьников, на нем должно быть контролирующее устройство.
Зачем нужен на грузовик или автобус
Вот зачем нужен тахограф:
- отслеживать и фиксировать скоростной режим на каждом участке дороги;
- обнаруживать его превышения;
- просчитывать количество часов, отработанных водителем;
- контролировать время отдыха;
- устанавливать, выполнялся ли в дороге намеченный маршрут.
Все это способствует безопасности для автомобилистов, пассажиров и пешеходов.
Например, устройство, установленное на грузовик, не даст ради экономии денег, горючего и времени заставить водителя трудиться без отдыха, ехать быстрее, чем разрешено, использовать закрытые для данного вида ТС направления. Это снизит вероятность попадания машины в аварию, сбережет жизни и здоровье людей, сохранность груза, автодорог и экологии.
Аналогичные причины требуют установки устройства на автобус, перевозящий людей. Если водитель, благодаря контролю тахографа, не станет нарушать правил, будет работать не больше положенного, отдыхать, риск попасть в ДТП снизится во много раз.
Смотрите в этом видео о том, зачем тахографы устанавливать на транспорт, который перевозит людей:
Как с ним работать
Правильно работать с устройством так:
- перед тем, как тронуться с места, вставить карту водителя в расположенный слева слот, набрать код;
- ввести информацию о предстоящей работе, то есть месте, времени начала (иногда некоторые данные прибор определяет сам);
- не трогать устройство и карту в течение рабочего дня;
- извлечь ее по завершении смены или поездки после запроса прибора.
Доступ к тахографу и зафиксированным им данным водитель обязан предоставлять ответственным лицам и сотрудникам ГИБДД, в том числе в виде распечаток. Нельзя выключать прибор в течение рабочего дня, блокировать его, вынимать карту, срывать пломбы, удалять записанные сведения.
Смотрите в этом видео о том, как работать с тахографом:
Правила установки
Правила, в соответствии с которыми выполняется установка, содержатся в Приказе Минтранса №36:
- сотрудник мастерской из списка «Росавтотранса» монтирует тахограф в кабине грузовика, активизирует его и блок;
- настраивает прибор, вводя нужные данные (ограничение скоростного режима для данного ТС, часовой пояс, коэффициенты ТС, идентификационные признаки);
- проверяет правильность его работы, то есть точность выдаваемых показаний при снаряженном ТС с водителем и в движении по ровной поверхности;
- направляет информацию о приборе и его блоке в «Росавтотранс»;
- устанавливает пломбы для исключения возможности несанкционированного вмешательства в работу устройства;
- водитель по заполненному им заявлению получает свою карту;
- карту предприятия передают ответственному сотруднику фирмы, которой принадлежит грузовик.
Сколько стоит
На то, сколько стоит установка тахографа на грузовик, влияют некоторые факторы:
- Вид спидометра. Если он тросиковый или электрический, придется заменить и эту деталь, то есть процедура обойдется дороже. Электронные спидометры таких жертв не потребуют.
- Наличие или отсутствие в приборе встроенного GPRS. В первом случае установка обойдется дороже на несколько тысяч. Например, тахограф «ШТРИХ-ТахоRUS» без GPRS стоит 30 тыс. р., а с модулем – 36 тыс. р. Первый вариант прибора «Меркурий ТА-001» обойдется в 30500 р., а с GPRS – в 32500 р. За работу по установке нужно платить отдельно.
Тахограф «ШТРИХ-ТахоRUS»
Срок действия тахографа
Срок действия цифрового тахографа складывается из следующих составляющих:
- периода действия блока СКЗИ, длящегося 3 года с момента активации;
- годности водительской карты тахографа, которая остается таковой в течение 3 лет после начала использования.
То есть если не обнаружено неисправностей, вмешательства в функционирование устройства, удаления данных, замену выполняют через 3 года после установки. Но обновляют только блок и карту водителя. Период использования первого элемента может быть и короче, если стали иными госномер автомобиля, цвет, обновили ПТС. Ведь эти данные хранятся в памяти устройства и не могут быть изменены.
Срок же эксплуатации самого устройства рекомендуется производителем, он может составлять от 10 лет.
Калибровки тахографа должны проводиться каждые 3 года. Это регулировка показателей времени, скорости ТС, пробега, проверка правильности его работы.
Калибровка тахографа
Карта тахографа без СКЗИ, используемого для грузовиков на международных перевозках, также работает 3 года. А само оборудование годно и до 10 лет, но использовать его в РФ уже нельзя.
Сроки проверки тахографа
Проверка тахографа проводится в сроки, регламентированные п.5 Приложения 4 к Приказу №36, то есть каждые 2 года. Процедура включает в себя:
- анализ правильности работы устройства;
- поиск информации о нем в списке моделей оборудования;
- проверку наличия таблички с данными;
- пломбы на приборе.
Есть ли штраф за тахограф на физическое лицо
Штраф за тахограф, налагаемый на физическое лицо, установлен ч.1 ст.12.23 КоАП РФ, и может быть 1000-3000 р. Его заплатит водитель машины, на которой должен быть, но отсутствует прибор. Если же устройство есть, но показывает, что человек за рулем нарушает режим труда и отдыха, отдать придется ту же сумму, но по ч.2 ст.12.23 закона.
Штраф для юридического лица
Предприятие, которому принадлежит машина без тахографа или с неисправным устройством, не будет за это оштрафовано. Но накажут должностное лицо, ответственное за состояние ТС. Ему придется заплатить штраф в 5000-10000 р.
Индивидуальному предпринимателю в этом случае тоже ничего не грозит, если только не он сам находится за рулем грузовика или автобуса без тахографа. Его оштрафуют как водителя на 1000-3000 р.
Можно ли обойти закон
Теоретически прибор контроля можно не устанавливать, если грузовик массой от 3,5 т или автобус с более чем 8 местами принадлежат физическому лицу. При их использовании в личных целях, а не коммерческих, тахограф не нужен.
Но при транспортировке на машине людей или груза придется доказывать отсутствие выгоды за выполнение работы. А это будет проблематично, если водитель получает за нее вознаграждение.
Тем более невозможно доказать, что ТС используется для индивидуальных нужд при существовании договора частника с предприятием, ИП.
То есть тахограф нужно иметь, когда личный транспорт типа M2, M3, N2, N3 фактически используется для зарабатывания денег.
Рекомендуем прочитать о том, будет ли выписан штраф за отсутствие тахографа. Из статьи вы узнаете о том, кому и когда нужен тахограф, какой штраф последует за отсутствие ленты, карты, калибровки.
А здесь подробнее о том, как проводится предрейсовый технический осмотр ТС.
Установка устройство контроля ТС и водителя стоит гораздо больше, чем составляет сумма штрафа за его отсутствие. И все же стоит его иметь, если транспорт подпадает под закон о тахографе. Санкции за его отсутствие собираются ужесточить. А наличие прибора заставляет водителя быть более дисциплинированным.
Источник: https://avto-urist.online/zakon-o-tahografah/
Закон о тахографах с 1 января 2019 года — на грузовые автомобили, установка, штрафы, новый, цифровых
В Российской Федерации проблеме безопасности дорожного движения уделяется много внимания, и с недавних пор для определенных видов транспорта стала обязательной установка тахографа.
В связи с этим были разработаны некоторые законопроекты касательно этих устройств, именно они стали главной причиной недовольства водителей.
Поэтому следует разобраться, какие обязанности налагает на владельцев автомобилей закон о тахографах с 1 января 2019 года в России, и какие типы устройств следует установить на транспортные средства.
Для водителей дальнобойного транспорта, будь-то автобусы или грузовые автомобили, крайне важно соблюдать правила безопасности.
К сожалению, наиболее частыми нарушения являются те, которые связаны с режимом отдыха людей, управляющих таким транспортом, а из-за напряжения и несоблюдения режима отдыха происходит масса аварий.
За соблюдением установленных норм, предписанных законом, следят сотрудники ГИБДД и технические инспекции.
Но важен не только сам факт установки тахографа на автомобиль, но и его правильные технические характеристики, которые должны совпадать с теми, что рекомендует Минтранс.
Для российских водителей на данный момент требуется устройство, которое умеет защищать информацию, хранимую в нем.
Первоначальные данные
Данные защищаются не только криптографически, но и методом помещения на карту водителя, одновременно записываясь на внутренний накопитель устройства.
Это позволяет максимально защитить всю информацию, касающуюся вождения, а также исключить ее повреждение, сбои в работе и прочие неполадки, но для такого эффекта должна проводиться поверка.
Но оно будет заключаться не только во взыскании к водителю, но и должностному лицу, которое сделало упущение и разрешило выезд в нарушение установленных норм.
Для юридических лиц отдельного взыскания пока не предусмотрено, но власти работают в этом направлении.
Для чего они нужны
К примеру, он умеет определять, сколько времени работает водитель, и сколько он отдыхает, чтобы режим труда не был нарушен.
Более того, тахограф записывает скорость и регистрирует превышения, а благодаря датчикам даже умеет отслеживать маршрут передвижения и пробег в целом.
Но не только государственным структурами нужна такая информация, как правило, она пригодится и для руководителей водителей.
Ведь по тахографу можно будет определить, использовался ли автомобиль для использования в нерабочих целях, является ли водитель нарушителем установленного скоростного режима и прочие проступки.
Также руководитель может отслеживать состояние водителя, регистрируя периоды работы и отдыха, предупреждая впоследствии чрезвычайные ситуации.
Действующая нормативная база
Оснащение автомобилей тахографами подчиняется законодательным актам напрямую, и именно в них можно узнать, в каком порядке это происходит.
Более того, в нем же присутствует информация и о том, на какие авто нужно ставить тахографы в обязательном порядке, и конечно, когда этого делать не будет нужно.
Если в эксплуатации тахографа будет выявлено нарушение, к примеру он будет отсутствовать или не иметь криптографической защиты, водителю будет назначен штраф.
Законом предусмотрена ответственность как для водителя, так и лица, задачей которого является ведение контроля за тахографами на предприятии, оба они получат штраф.
Новый закон о тахографах с 2019 года
В 2019 году вступили в силу новые поправки в законодательство о тахографах, которые предусматривают сокращения перечня доступных для установки приборов, и одновременно обязывают заменять старые.
В связи с этим следует разобраться, какой электронный тахограф будет нужно приобрести, чтобы исключить нарушение закона со стороны как водителя, так и его руководства.
Кроме того, желательно понимать, какой транспорт необходимо оборудовать учетными приборами, и какие размеры взыскания полагаются нарушителям.
Какие приборы обязуют ставить
Для тех автомобилей, которые работают строго в пределах Российской Федерации, обязательным будет цифровой тахограф с установленным блоком криптографического шифрования СКЗИ.
В таком случае разрешен исключительно такой вариант, поскольку он соответствует требованиям закона. Но для того, чтобы выезжать за пределы страны, необходимо будет озаботиться наличием тахографа с ЕСТР.
Это будет неким ответом на вопрос, если есть ЕСТР тахограф, как обойти закон? Но если он стоит, а разрешения на иностранные перевозки нет, то это конечно будет нарушением.
Более того, на рынке есть и приборы, которые соответствуют старым нормативам, но при этом не соответствуют новым.
Их можно доработать, дополнительно установив блоки СКЗИ, после чего их эксплуатация будет вполне законной.
Кому необходимо их устанавливать на основании законодательства
Таким образом, под это подпадают юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые предоставляют свой транспорт вышеуказанным лицам на основании договора аренды.
Это касается тех, кто выполняет работы на машинах по условиям подряда, но в итоге целью занятости является выгода, а разъяснение властей говорит о том, что при отсутствии прибыли технику ставить необязательно.
В то же время, они могут приобрести грузовик или автобус только для себя, и не устанавливать тахограф.
При проверке инспектором конечно тоже будут возникать вопросы, связанные с назначением автомобиля, но тут следует понимать, что при отсутствии собственника в реестре ИП и юрлиц, штрафа назначено не будет.
Виды устройств, подлежащих замене
Учитывая тот факт, что ранее требования к тахографам были не настолько жесткими, водители и собственники могли выбирать приборы из широкого ассортимента.
Но сейчас, когда требования стали гораздо уже, и цифровые тахографы стали обязательными, то для автомобилей, эксплуатирующихся в РФ без выезда за границу, нужно произвести замену следующих приборов:
Шайбовых (аналоговых) тахографов | Которые работают не на основе процессора и цифровых данных |
Цифровой техники ЕСТР | Если нет разрешения на международную деятельность |
Новых тахографов азиатского образца | Которые не имеют считывателей карт и встроенного принтера, и применяются только в странах этого региона |
Российской техники | Которые визуально напоминают необходимое устройство, но не обладают блоком СКЗИ, не позволяющим корректировать данные, а также не имеют в себе модуля ГЛОНАСС, тем самым не регистрируют маршрут движения |
Исходя из этого, можно сказать, что все тахографы, которые не соответствуют современным нормам, следует заменить на новые — с блоком СКЗИ.
Это требование было нужно выполнить до 1 января 2019 года, и на данный момент срок действия аналоговых тахографов уже истек.
На какой транспорт ставится цифровой прибор
С развитием законодательства о безопасности дорожного движения, перечень транспортных средств, на которых должен быть установлен цифровой тахограф, только увеличивался.
Все начиналось с грузовиков, которые перевозили опасные грузы, но на данный момент список является следующим:
Грузовики | Относящиеся к категориям N2, N3, которые перевозят опасные грузы |
Грузовые авто категории М3 | Используемые для междугородних перевозок |
Автобусы | Относящиеся к категориям М2 и М3, которые перевозят пассажиров между городами |
Все грузовые машины категорий N2 и N3 | Которые транспортируют неопасные грузы |
Автобусами могут считаться те транспортные средства, в которых кроме места водителя предусмотрено не менее восьми мест.
А вот грузовики являются таковыми уже начиная с массы 3,5 тонн и тип груза при этом не имеет значения.
Таким образом, касательно тахографа закон для автобусов и грузовиков действует одинаково, предполагая обязательную установку прибора.
Какой вид устройства следует установить на грузовые автомобили
При ситуации, в которой автомобиль не выезжает из пределов страны и совершает рейсы только в ее пределах, его будет нужно оборудовать прибором с блоком СКЗИ, только в таком случае он будет законным.
Исправить это помогает закон, который оговаривает, что в таком случае на машину ставится тахограф с системой ЕСТР, а использоваться она может даже на территории РФ.
Это становится возможным только при ситуации, в которой водитель имеет при себе разрешение на международные перевозки. В противном случае необходимо использовать только СКЗИ-тахографы.
Предусмотрены ли штрафы
Как и во многих других случаях, за нарушение законодательных норм, связанных с использованием тахографа, будет назначаться штраф.
Он может избираться в качестве взыскания при следующих ситуациях:
- тахографа нет;
- установлен не тот тип прибора;
- не была вовремя пройдена калибровка;
- техника неисправна или намеренно повреждена;
- водитель не соблюдает требования к режиму работы и отдыха;
- передвижение осуществляется без вставленной карты водителя;
- отсутствует пломба на корпусе прибора.
В зависимости от тяжести нарушения, водителю будет назначен штраф в размере от тысячи до трех тысяч рублей.
В последнее время участились разговоры о введении высоких штрафов непосредственно для юридических лиц.
За провинности, связанные с тахографами, планируется назначать для них взыскание, начиная от 50-ти тысяч рублей, и заканчивая сотней тысяч рублей.
Тахографы являются обязательными приборами для того транспорта, который задействован в коммерческой работе, но не касаются частных автомобилей.
В данный момент водители должны устанавливать те приборы, которые имеют встроенный блок криптографической защиты информации — СКЗИ, но могут быть исключением те авто, которые используются для международных перевозок.
Закон о тахографах предусматривает, что в настоящее время все транспортные средства должны быть оборудованы цифровыми тахографами, а за невыполнение требования полагается штраф.
Источник: https://autolab24.ru/zakon-o-tahografah-s-1-janvarja-2018-goda/
Законы, регламентирующие использование тахографов, и штрафы за их нарушение
Требования установки тахографов на ряд транспортных средств действуют уже достаточно давно. За отсутствие таких приборов полагается штраф, равно как и за нарушение режима труда и отдыха водителей.
Кроме того, за любое вмешательство в его работу также придётся расплачиваться «рублём». Рассмотрим этот ряд вопросов подробнее.
Тахограф и закон
Приказы Министерства транспорта РФ № 273 от 13 августа 2013 года () и №470 от 17 декабря 2013 года (), предписывают установку тахографов (с системой криптографической защиты информации – СКЗИ) на следующие категории транспортных средств:
- Все транспортные средства, перевозящие опасные грузы;
- М2 – транспортные средства, с разрешённой максимальной массой до 5 тонн и наличии более 8 пассажирских мест;
- М3 – автомобили максимальной массой более 5 тонн, предназначенные для перевозки пассажиров;
- N2 – грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой от 3,5 тонн, до 12;
- N3 – грузовые автомобили, с разрешенной максимальной массой более 12 тонн.
На начало 2015 года такими приборами должны быть оборудованы все транспортные средства, перевозящие опасные грузы, автобусы и грузовики, с массой от 12 тонн.
При этом, если на транспортном средстве уже установлен тахограф старого образца (без криптозащиты) в период до 28 февраля 2014 года, то его использование допускается до 1 января 2018 года.
Также допускается использование транспортных средств с тахографами, соответствующими нормам Евросоюза, установленными при производстве (если автомобиль выпущен до 1 апреля 2014 года).
Необходимость устанавливать тахографы с криптозащитой на грузовики категории N2 с массой от 3,5 до 12 тонн, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, наступает с 1 апреля 2015 года.
Видео — о применение тахографов с 1 апреля 2015 года:
Установка прибора
Самостоятельно установить тахограф нельзя. Их могут устанавливать только мастерские, которые имеют соответствующее разрешение (выдаётся Минтрансом, точнее ФБУ «Росавтотранс»). Каждая мастерская имеет свою пломбировку, которой подвергаются все установленные приборы и ответственные соединения. Нарушать пломбы пользователям нельзя.
Сама технология и модель тахографа зависит от конкретной марки автомобиля.
Потребуются и электронные карты, причём как для водителя, так и для предприятия. Такие карты выдают всего две организации – ООО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтокарт».
Процесс получения карт для тахографа может занять до двух недель, что необходимо учесть перед началом эксплуатации. Использование транспортного средства без карты водителя (карта предприятия используется только для доступа к данным тахографа) будет наказываться административным штрафом (неправильная эксплуатация).
Штраф за тахограф
По тахографу учитывается время труда и отдыха водителей, которое должно соответствовать Приказу Минтранса №15 от 20.08.2004 ().
Этот нормативный документ устанавливает рамки рабочего времени — не более 40 часов в неделю, за некоторыми исключениями.
Кроме того нормируются периоды труда и отдыха — не менее 42 часов в неделю, при этом отдых должен как предшествовать поездке, так и следовать за ней.
Штраф за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха водителя
Административное наказание последует в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ, если на транспортном средстве (подходящим под требования обязательной установки тахографа) не будет прибора соответствующего образца, либо транспортное средство было выпущено на линию с неработающим тахографом: штраф от 1 до 3 тыс. рублей для граждан, а на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.
В случае нарушения водителем режима труда и отдыха — штраф составит от 1 до 3 тыс. рублей.
Выдержка из КоАП:
Штраф за неисправный тахограф
Возможна ситуация, когда тахограф вышел из строя после выхода на линию транспортного средства, при этом все пломбы на ответственных узлах устройства в сохранности. Т.е. поломка произошла без «посторонней помощи».
В этом случае водитель должен возвращаться в свой гараж с целью ремонта тахографа с привлечением специалистов компании, имеющей допуск на проведение таких работ.
Эксплуатация ТС с неработающим тахографом запрещена, о чем говорит пункт 7.4 перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства:
В таких случаях за неисправный тахограф в соответствии с п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.
Видео — кто обязан устанавливать тахограф на транспортное средство и какая ответственность за их отсутствие:
Эксплуатация прибора и хранение данных
Тахограф записывает данные не только в собственную память, но и на карту водителя. С карты водителя данные необходимо выгружать каждые 28 дней, а из памяти прибора каждые 90.
Из прибора данные выгружаются на компьютер и должны храниться в течении 1 года, притом быть доступными для возможной проверки. Водитель же, при невозможности выгрузки данных с карточки, может распечатать их с помощью тахографа и иметь их при себе.
Невыполнение этих требований грозят штрафами, аналогичными за отсутствие тахографа и эксплуатацию транспортного средства с неисправным тахографом.
Как обмануть тахограф и следует ли это делать?
Категорически не рекомендуется пытаться обмануть тахограф. Даже его питание, без острой необходимости отключать не следует. Система сделана таким образом, что его обман (а равно и корректировка показаний) практически невозможна. Все нештатные ситуации записываются в модуль с криптозащитой.
Соответствующий сотрудник всегда узнает о всех периодах пропадания питания устройства, о любых нарушениях электрических цепей связи с датчиками (если используется собственный датчик, который, к слову, пломбируется) и несоответствии пробега по данным прибора и данным ЭСУД (на современных автомобилях тахограф соединяется с системой управления, в которых фиксируется пробег и скорость, а также прочие параметры).
Даже если отключить питание прибора и связь с ЭСУД, после включения будет записано в память нештатная ситуация о расхождении данных.
Попытка вывести прибор из строя методом подачи слишком высокого напряжения также бесполезна. Тахограф имеет встроенную защиту линии питания. Даже если теоретически его вывести из строя, данные всё равно сохранятся, т.к. использованы компоненты с высоким уровнем защиты (даже от радиации).
Для более старых транспортных средств, не оборудованных ЭСУД, устанавливаются отдельные датчики. Их обмануть также практически невозможно. Передача данных осуществляется цифровым способом, с шифрованием потока данных и контролем целостности.
При этом каждый датчик «привязан» к своему тахографу и откалиброван в мастерской, где устанавливали прибор. К тому же все важные соединения пломбируются, а факты нарушения связи фиксируются.
Магнитами также баловаться бесполезно – оборудование выполнено по «военным стандартам» и не боится даже ЭМИ от ядерного взрыва.
Надежды скорректировать память прибора можно также оставить – нормы безопасности разработаны в ФСБ. Вскрыть защищённый модуль сможет не каждая спецслужба, не говоря уже о доморощенных юных хакерах, а времени это займёт непозволительно много (из-за необходимости выгрузки факт будет виден).
Ещё один важный момент – блок СКЗИ оснащён модулем навигации. По данным из него (со спутника определяется время, скорость, факт движения и другие данные) легко определяются все параметры движения транспортного средства.
Если они не будут совпадать с данными других систем (часы, скорость, пробег) – то это также будет отображено в энергонезависимой зашифрованной области памяти прибора.
В итоге, все неправомерные действия не только не приведут к желаемому результату, но и с большой вероятностью вызовут финансовые потери (возможны как административные наказания, так и необходимость обращения в мастерскую для исправления или перепроверки).
Плюсы и минусы использования такого прибора учета
Правительство введением тахографов стремится снизить аварийность на дорогах, заставив соблюдать ПДД и режим труда и отдыха водителей. Эффективность этого метода доказана в европейских странах, откуда и был перенят опыт.
Насколько он будет эффективен в условиях нашей страны – покажет время.
Кроме того нельзя не отметить и дополнительные финансовые потоки от наложенных штрафов и налоговых поступлений от общей хозяйственной деятельности предприятий, занятых в обслуживании инфраструктуры.
Для добросовестного водителя также есть положительные стороны – работодатель не сможет «требовать невозможного». Можно спокойно выполнять свою работу, вовремя отдыхая и не нарушая правил дорожного движения.
Работодателям также прибор учёта может прийтись кстати – это поможет избавиться от недобросовестных водителей. Ведь факты, например, слива топлива, будет достаточно просто установить. Равно как и вмешательство в систему контроля – достаточно задать некоторые вопросы, с какой целью «задет» тот или иной блок. Да и «левые» перевозки также будут зафиксированы.
А вот недобросовестным водителям придётся трудно. Нужно будет либо тратить много финансовых средств на штрафы, постоянно меняя место работы, либо переквалифицироваться в добросовестных.
Среди минусов есть один, но достаточно серьёзный – дополнительные финансовые затраты. Придётся оснащать транспортные средства не самым дешёвым оборудованием, а также оплачивать его обслуживание. Но на общем фоне эти затраты не настолько значительны, особенно если «плюсы» станут значимыми.
Практика использования тахографа за рубежом показала положительные результаты.
Посмотрите видео рассказ дальнобойщика по Европе о режиме труда и отдыха водителей (часть 1):
и об использовании тахографа (часть 2):
Может заинтересовать:
Источник: https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/bezopasnost/tahograf/zakon-i-shtrafy.html
Изменения в законе о тахографах на грузовые автомобили
Инженерное средство контроля, которое непрерывно фиксирует скоростные данные, называется тахографом. С помощью данного технического механизма можно отследить весь маршрут движения, время работы и отдыха водителя авто. Главными целями введения данных устройств является снижение аварийности на дорогах, отслеживание положения автомобилей в пути, а также контроль работы водителей.
Описание закона о тахографах
Настоящий закон о тахографах был принят участниками Госдумы 25 мая 2012 года и одобрен Советом Федерации 6 июня.
В соответствии с Федеральным законом, все транспортные средства, осуществляющие перевозку людей, а также грузовые автомобили, должны быть оборудованы тахометрами.
Распространяется данное правило на транспортные средства, которые имеют общую массу свыше трех с половиной, но не менее двенадцати тонн.
Документ состоит из 2 глав и 12 статей:
Глава 1. Основные положения закона. Состоит из следующих статей:
- статья 1. Процедура оснащения транспортных средств тахографами;
- ст 2. Порядок применения закона о тахографах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- ст 3. Процедура оснащения тахометрами грузовых автомобилей, за исключением транспортных средств, перечисленных в Приказе Минтранса;
Глава 2. Оборудование транспортных средств тахографами. Включает в себя следующие статьи:
- ст 4. Перечень грузовых машин, которые должны быть оснащены тахографами;
- ст 5. Выполнение работ по оснащению транспортных средств специальным оборудованием;
- ст 6. Установка, активизация, калибровка, опломбирование технического механизма;
- ст 7. Установка оборудования на транспортное средство отечественного производства;
- ст 8. Активизация механизма и блока СКЗИ;
- ст 9. Реализации калибровки, после активизации тахографа и блока СКЗИ;
- ст 10. Нормы распечатки чека с указанием обязательных реквизитов;
- ст 11. Порядок опломбирования;
- ст 12. Повторная калибровка технического механизма.
Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 78-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» за основу взял Приказ Министерства транспорта № 273.
Последние изменения
Последние изменения в Федеральный закон о тахографах на грузовые автомобили вносились в 2016 году, вступившие в правовую силу с 01 января 2017 г. В общем нововведения предусматривают, что данное оборудование подлежит метрологической проверке в определенном порядке, установленном законодательством РФ. Водителям строго запрещено оборудование грузового автомобиля непроверенным тахометром.
Изменениям и дополнениям подверглись следующие статьи:
Статья 1
Было принято решение дополнить первый абзац следующим текстом: «оборудовать транспортные средства промышленными средствами контроля, которые будут обеспечивать непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте автомобиля. Нормы и требования к тахографам, категории, виды и порядок их оснащения устанавливается в соответствии с Правительством Российской Федерации».
Статья 7
Ознакомьтесь Закон «О добровольной пожарной охране»
Закон о тахографах с 1 января 2017 года, изложил ст 7 в следующей редакции: «Регулирование транспортным средством для перевозки и (или) пассажиров без технического средства надзора, нарушение лицом, управляющим автомобилем для перевозки и (или) пассажиров, режима труда и отдыха».
Порядок установки
Закон о тахографе на грузовые автомобили предусматривает несколько основных этапов, в течение которых все автомобили должны быть оборудованы тахометрами.
Тахометры должны быть установлены в следующем порядке:
- до 1 апреля 2014 г. — грузовой автомобиль категорий N2 и N3, которые занимаются перевозкой опасных грузов;
- до 1 июля 2014 г. — автобусы категорий M2 и M3, которые перевозят пассажиров;
- до 1 сентября 2014 г. — грузовой автомобиль категории N3, перевозящие неопасные грузы;
- до 1 апреля 2015 г. — грузовики категории N2, перевозящие также неопасные грузы.
Стоит отметить, что если грузовые автомобили были оборудованы тахометрами старого образца, в этом случае их необходимо заменить на новые до 1 января 2018 года.
Штрафы за отсутствие тахографа
В соответствии со статьей 11.23 КоАП штраф за отсутствие данного оборудования накладывается в размере от 1000 рублей до 10 000 тысяч рублей. Частник обязуется оплатить штраф в 1-3 тысячи рублей, а государственный служащий предприятия в 5-10 тысяч рублей.
Штраф может быть наложен и в других случаях:
- неработоспособность, а именно: блокировка, неисправность или установка «подмоток» и других незаводских комплектов;
- несоблюдение порядка регистрации сведений или фальсификация показаний;
- установка технического оборудования незарегистрированного образца, в том числе и аналогового.
Представители Министерства транспорта предположили, что в конце 2017 года, штрафы за отсутствие тахометра могут быть увеличены до 20-30 тысяч рублей.
Скачать закон минтранса об установке тахографов
Закон Минтранса об установке тахографов расширил список категорий и видов грузовых автомобилей, которые не подлежат обязательному оснащению тахографами.
А именно:
- пассажирские и грузовые троллейбусы;
- грузовые автомобили, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями;
- автомобили служб, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность;
- автомобили, которые были включены в список видов и категорий колесных транспортных средств.
Закон о тахографах на грузовые автомобили, который можно скачать по ссылке, исключает возможность осуществления надзора работы механизма, установленного на транспортных средствах и на дорогах. Соответствующий нормативно-правовой документ предписывает проведение надзора мастерскими и транспортными учреждениями.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://210fz.ru/zakon-o-taxografe/
Тахографы – долгожданная неожиданность?
Чтобы ответить на поступившие вопросы, нам пришлось основательно проштудировать законодательство РФ, обратиться к людям, профессионально занимающимся вопросами как юридической практики в области сертификации транспортных средств (ТС) и сопровождения в ходе дальнейшей эксплуатации, так и практической установки, а также к экспертам в области безопасности дорожного движения.
На вопросы, связанные с законодательством РФ, отвечает Павел Дмитриевич Бурьянов, к.т.н., заместитель руководителя органа по сертификации транспортных средств «САМТ-Фонд».
Ответьте, пожалуйста, на самый популярный вопрос: перенесли ли сроки установки тахографов?
П.Б.: Нет, сроки внедрения не перенесли и не перенесут, 2 июля 2013 г. Государственная дума утвердила законопроект о переносе срока введения штрафов. Этот законопроект уже отправлен в правительство РФ на утверждение.
В настоящий момент, согласно Федеральному закону № 78 от 14 июня 2012 г., штрафы за отсутствие тахографов и за нарушение режима эксплуатации введены с 1 апреля 2013 г. Сейчас штрафные санкции действуют, и постановления, выписанные с 1 апреля до подписания вышеупомянутого законопроекта, законны и должны быть оплачены.
То есть после подписания этого законопроекта тахографы будут не нужны?
П.Б.: Нет, если будет принят законопроект о переносе штрафов (а скорее всего так и будет), то на дороге вас не оштрафуют, но при техническом осмотре заставят поставить тахограф.
Мало того, в том же 78-м ФЗ содержатся поправки в закон об обязательном страховании, смысл которых в том, что при аварии по вине водителя большегрузного автомобиля или автобуса страховая компания вправе запросить данные с тахографа, а при выявленных нарушениях или непредоставлении таковых данных предъявить требования об оплате ущерба пострадавшей стороне.
Вы считаете, что они будут пользоваться таким правом? Это же может привести к массовым переходам клиентов в другие страховые компании.
П.Б.: На данный момент в страховых компаниях нет штата специалистов, умеющих расшифровывать данные, но достаточно появиться одному прецеденту, как страховые компании рассчитают свои плюсы и минусы, и такие запросы станут носить массовый характер. Стоимость страхового полиса 5–7 тыс. руб.
, а средний ущерб одного ДТП превышает 35 тыс. руб.
В страховых компаниях сидят неглупые люди, они моментально просчитают все «за» и «против», и такие запросы поступят к тем компаниям, у которых очень высокая убыточность… Я уверен, что фирмы, которые следят за режимом труда и отдыха водителей, редко будут попадать в такие списки.
Почему же тахографы ввели так резко?
П.Б.: Если бы все действовали по закону, то уже 90% машин было бы оснащено ими до настоящего момента. А законы эти следующие.
– Постановление правительства № 922 от 1996 г. гласит, что ТС полной массой свыше 15 т и/ или пассажировместимостью более 20 чел, предназначенные для коммерческого использования, выпускающиеся в эксплуатацию, должны были оборудоваться тахографами с 1 января 1998 г.
Заводы-изготовители заявили, что не знают, будет ли их продукция использоваться в коммерческих целях, и не стали ставить тахографы на заводах серийно. При этом в инструкции по эксплуатации не делали отметок о невозможности эксплуатировать ТС в коммерческих целях.
– Постановление правительства № 720 от 2009 г. гласит, что все автомобили свыше 3,5 т и/ или пассажировместимостью более 8 чел. должны были быть оборудованы тахографами до 23.01.2012 г., то есть 2,5 года было дано на оснащение парка, находящегося в эксплуатации.
Источник: https://os1.ru/article/7358-tahografy-dolgojdannaya-neojidannost-zakonodatelnye-akty-o-vvedenii-tahografov-v-rf
Закон о тахографах: содержание, поправки
Средства, при помощи которых контролируются и регулируются скорости, местонахождение и состояние автомобиля называются тахографами.
При помощи установленного в транспортное средство механизма сотрудники регистрируют данные и могут определить, к примеру, по какой причине возникло опоздание, почему и где произошла поломка, как быстро ехал водитель.
Также одной из основных задач, решаемых при помощи описанного устройства, является уменьшение количества аварий на дорогах.
Общие сведения
Федеральный закон о тахографах был принят Государственной Думой 25 мая 2012 года, а одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года. Последние изменения в нем вступили в силу 1 января 2017 года. Закон об установке тахографов содержит 2 главы и 12 статей.
Этот закон регламентирует приказ Министерства транспорта о том, что каждый грузовой автомобиль, а также транспортные автомобили, осуществляющие перевозку граждан, как, например, автобусы, должны быть оборудованы тахометрами.
Под категорию обязательного снабжения тахометрами подходят транспортные средства от трех до 12 тонн.
Краткое содержание Федерального закона о тахографах:
- В первой главе описаны общие положения закона. Описана процедура, которой следуют мастера при установке тахометров на автомобили. Оформлена информация о способах и нюансах применения настоящего закона для юр. лиц и ИП. Также описана процедура и порядок, по которому устанавливается тахометр на грузовые транспортные средства, за исключением объектов, перечисленных в приказе Министерства транспорта;
- В главе номер два оформлены процессы и работы по установке тахографов на автомобили. Дан список с описанием машин, в которые, согласно закону в обязательном порядке, должны быть установлены описанные устройства. Оформлена информация о деятельности и выполнении непосредственно работы по установке и проверке. Перечислены и описаны различные категории и виды деятельности, как установка, калибровка, активизация и пломбирование. Описан процесс установки тахометров на автомобили российского производства. Оформлен процесс активации механизма и его блока СКЗИ. Способы проведения калибровки устройства после его установки и блока. Перечислены и описаны нормативы, которые обязательно должны присутствовать на чеке, а также способы передачи чека владельцу устройства. Оформлена процедура опломбирования. В последней статье описаны способы повторной калибровки механизма, если это необходимо.
За основу для установки всех перечисленных процессов и нюансов был взят приказ Министерства транспорта номер 273. Некоторые положения этого приказа были внесены как поправки в Федеральный закон номер 78 (14.06.2012) об обязательном страховании ответственности гражданина, перевозящего пассажиров, в случае причинения им вреда здоровью или жизни.
Последние изменения, внесенные в закон о тахографах
Последние изменения были внесены в закон о тахографах с 1 января 2017 года.
В новой редакции закона написано, что каждое устройство подлежит особому процессу по метрологической проверке. Порядок соответствующей проверки устанавливается актами законодательства РФ.
Согласно изменениям, водителям категорически запрещено управлять транспортом, если в нем установлены непроверенные тахометры.
Изменения произошли в первой статье закона.
В текст статьи была добавлена информация, что в обязательном порядке в каждое транспортное или грузовое средство передвижения нужно установить промышленное средство контроля, которое на протяжении всей работы автомобиля будет регистрировать данные о его скорости и маршруте. Механизм должен быть устроен так, чтобы водители не могли его изменить.
Согласно первой статье, Правительство России устанавливает следующие нормативы:
- Нормы, а также требования по установке и состоянию тахографов;
- Виды и категории, необходимые для каждой модели машины;
- Порядок получения, проверки и калибровки.
Также изменения произошли в статье семь. Согласно этой статье, перевозка пассажиров или грузов на транспортных средствах без использования устройств контроля и надзора считается нарушением. За нарушения водитель будет нести ответственность. Лицо, управляющее автомобилем, будет считаться человеком, нарушившим правила перевозки граждан, а также нарушившее порядок труда и отдыха.
Порядок и правила установки
Для установки и законного оформления устройства в собственной машине, водителю необходимо следовать определенным в законе этапам.
Для установки должен соблюдаться следующий порядок действий:
- Мастер устанавливает механизм в автомобиль (по правилам ФБУ «Росавтотранс»);
- Активизация устройства, включение блока СКЗИ;
- Калибровка тахографа;
- Опломбирование.
Согласно оформленным, в законе о тахографе на грузовые автомобили, положениям, до 1 января все старые или устаревшие модели тахометров должны были быть поменяны на новые образцы.
Предусмотрены ли штрафы за отсутствие тахографа?
Штрафы в описываемой области начисляются лицам по положениям статьи номер 11.23 Кодекса об административной ответственности. Согласно этой статье, сумма штрафа варьируется от 1 тыс. рублей до 10 тыс. рублей. Физические лица оплачивают штрафы в размерах от 1 тыс. руб. до 3 тыс. руб, штрафы юридических лиц колеблются от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.
Перечислены случаи, когда штрафы могут быть наложены на граждан РФ в настоящей сфере:
- В случае неработоспособности устройства. Если произошла поломка при блокировке или была обнаружена неисправность;
- В случае если было установлено устройство, незарегистрированное или неподходящее под модели механизмов, разрешенных для использования;
- Фальсификация информации об установленном механизме, неисполнения порядка установки и последующих этапов.
Размеры денежных сумм штрафов не были изменены с 2014 года.
Скачать текст закона об установке тахографов
Вышедший приказ Мин. транспорта дополнил список автомобилей, грузового транспорта и средств перевозки граждан, в которые не нужно обязательно устанавливать тахографы.
Перечисление транспорта без обязательства об установке тахометра:
- Троллейбусы, перевозящие пассажиров или объекты, вещи;
- Машины, попавшие в категорию колесных средств транспорта;
- Машины, принадлежащие оперативникам при служебно-розыскных мероприятиях;
- Военные грузовые автомобили.
Благодаря принятым инструкциям, Министерство транспорта увеличило эффективность работы водителей.
Скачать Федеральный закон об установке тахографов можно по ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-taxografe/