Что делать, если вы попали в яму на дороге и повредили авто?
Поездки по дорогам страны больше напоминают экстремальное приключение, чем попытку добраться из пункта А в пункт Б. Проехав по «дырявому» покрытию уже 10-20 км, водитель вспоминает все плохие слова, которые он знал и даже придумывает новые. При этом дорожные службы не сильно стремятся исправить ситуацию, игнорируя иногда огромные ямы посреди дорожного полотна.
Осторожность на дороге обязательна, но ведь и человек не робот. Стоит отвлечься на одну секунду, как автомобиль уже в пробоине. Итог не сложно предсказать — гнутый или разбитый обод, битая подвеска, поврежденная резина на колесе, деформированная полуось или прочие неприятности.
Что делать в столь неприятной ситуации? Неужели нет шанса компенсировать полученный ущерб? — Есть, конечно. Главное — защищаться. Если вы попали в яму, обращайтесь к страховщикам или в суд.
Процедура возмещения сложна и запутана, но ничего не делая, и денег не получить.
Какие повреждения дороги допустимы?
Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер — 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:
- длина углубления в дороге — 15 см;
- ширина ямы — до 60 см;
- глубина — до 5 см.
Если яма на дороге больше размером, то ее устранение обязательно за 5-10 дней. Здесь дорожные службы ориентируются на загрузку дороги, ее важность и так далее. Не стоит забывать и о гололедице. У ее устранения также имеются сроки — 4-6 часов.
Упомянуты в ГОСТе требования и в отношении рельс железной дороги или трамвайного полотна. Превышение металлических конструкций над дорогой допускается до двух сантиметров. В противном случае дорожные службы обязаны устранить проблему за два дня.
Отдельное внимание уделяется крышкам канализационный ям. Замена поврежденных люков (в идеале) проводится за три часа, а ненормированный подъем — за один день.
Часто автолюбители замечают, что при таянии снегов исчезают крышки канализационных ям с дорог. Как показывает практика, в 90% случаев это не воровство, а преднамеренныйшаг коммунальных служб.
Люки убираются, чтобы ускорить уход талой воды с дороги.
Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав. Обращайтесь в страховую или суд, если вы:
- попали в яму размером, превышающий параметру, указанный в ГОСТе;
- наткнулись на торчащую выше двух сантиметров над поверхностью дороги рельсу;
- не смогли проехать через шесть часов после снегопада.
Дтп и страховка
Чтобы разобраться в обязательствах страховой компании перед клиентами, стоит вспомнить определение ДТП. По сути. Это происшествие, в котором повреждение получило ТС, пострадали люди, грузы или конструкции, нанесен материальный или другойущерб. Следовательно, если вы попали в яму, то такой случай относится к страховым. При этом КАСКО должна покрывать ущерб.
Сама процедура оформления ДТП стандартна — вызов инспектора и страховщика, заявление и получение выплат. Далее страховая компания сама обращается к виновникамдля возмещения ущерба (пострадавшего этот момент уже не интересует).
В роли виноватого, как правило, выступает организация, отвечающая за конкретный участок. Если правильно построить дело, то итогом станет «мировая», когда стороны довольны.
Но возможны ситуации, когда проблема решается только через суд.
Источник: https://www.avto-sos.com/popal-v-yamu.html
Что делать, если попал в яму на дороге?
Добрый день, уважаемый читатель.
Каждый год в начале весны можно наблюдать одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество ям и выбоин. Процесс образования ям связан с большим количеством воды на дорогах и был рассмотрен в отдельной статье.
Сегодня же речь пойдет о том, что делать водителю, если его автомобиль попал в яму, пробил колесо или получил другие повреждения. Приступим.
Самым распространенным повреждением автомобиля при попадании в яму является пробитое колесо, на втором месте идет поврежденный колесный диск. Реже встречаются повреждения подвески и кузова.
Попадание в яму — это ДТП
В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Пункт 1.2 ПДД:
Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.
Оформление документов при попадании в яму
Если Вы желаете впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.
В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.
До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:
1. Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.
2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:
- Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
- Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
- Видимые повреждения автомобиля;
- Яма, которая стала виновником повреждений;
- Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.
После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.
При оформлении места ДТП следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.
Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»:
Если автомобиль получил повреждения в яме, которая хотя бы по одному из параметров не соответствует приведенным выше величинам, то шансы выиграть в суде дело против дорожников очень хорошие.
С кем судиться, если пробил колесо на дороге?
В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги. Данную информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.
Сотрудник ГИБДД должен выписать организации, ответственной за содержание дороги, протокол по части 1 статьи 12.34 КоАП, а судья наложить соответствующий штраф:
Однако водителю важен не сам факт наложения штрафа, а реквизиты ответственной организации.
Проведение независимой экспертизы
Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.
Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика. Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное уведомить о ее проведении.
Добровольное возмещение ущерба
После получения результатов экспертизы Вы можете направить организации-ответчику требование о добровольном возмещении ущерба.
В письмо нужно вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы.
На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.
На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.
Взыскание стоимости ремонта через суд
При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:
Данная сумма впоследствии будет взыскана с ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно.
Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.
Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е.
в финансовом плане справедливость можно восстановить. Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени на хождение по различным организациям.
Поэтому если повреждения небольшие и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.
Как избежать попадания в яму
На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:
- В первую очередь будьте внимательны при управлении автомобилем весной. Именно в это время года образуется огромное количество ям.
- Если дорога покрыта водой, снизьте скорость до минимума. Это касается в том числе и хорошо знакомых дорог. Яма может образоваться на дороге в течение дня и если попасть в нее на большой скорости, можно не только пробить покрышку, но и вообще оторвать колесо. Небольшая скорость движения позволит свести ущерб к минимуму.
- Не пытайтесь в последний момент объехать яму. Если Вы в последний момент повернете руль в сторону от ямы, то Вы «загрузите» именно то колесо, которое попадет в яму. Это значительно увеличит силу удара и скорее всего приведет к повреждению покрышки. Лучше проехать через яму вообще не поворачивая колеса, чем неправильно загрузить одно из колес.
Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.
Удачи на дорогах!
Источник: https://pddmaster.ru/dtp/chto-delat-esli-popal-v-yamu-na-doroge.html
Поймал яму на дороге, как возместить ущерб по закону?
Крылатая фраза о том, что в России есть две: беды дураки и дороги, актуальна и по сей день. И если с первым еще можно поспорить, то со второй проблемой не получится. Каждый год, особенно весной, на отечественных дорогах можно видеть ямы различной глубины и ширины. Как результат разорванные колеса, погнутая ось, диск, пробитая подвеска, оторванный бампер, глушитель.
Несчастные автомобилисты с расстроенным лицом подсчитывают стоимость предстоящего ремонта и на чем свет клянут дорожные службы, которые летом приводили дороги в порядок и латали ямы. Но видно, то ли битум не тот, асфальтная крошка не та, то ли дождей осенью много было, то ли морозы жуткие зимой стояли, то ли машины слишком тяжелые ездили — вот и не выдержало дорожное покрытие.
Непобедимые ямы вернулись снова, а вместе с ними и риск повреждения транспортного средства. Можно ли найти виновных и призвать к ответу? Есть ли выход?
Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить вероятность повреждения автомобиля:
- Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
- Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
- Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.
Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.
Попадание в яму — это ДТП или нет
Правила дорожного движения РФ пункт 1.2 дают следующее определение ДТП: «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
В результате дорожного дефекта машина получила повреждение, вам как владельцу нанесен материальный вред. Этот случай полностью попадает под определение ДТП.
Из-за того, что дорожное происшествие произошло не в результате столкновения двух транспортных средств и отсутствует вторая сторона происшествия без приезда сотрудников ГИБДД не обойтись (правило евро-протокола).
Поэтому смело звоним по номеру 112 и ожидаем их приезда.
Инспектор ГИБДД должен сделать необходимые замеры ямы, ее длины, ширины, глубины. И если хотя бы один из параметров будет выше максимально допустимых по закону, то можно (и нужно!) привлечь виновную организацию, должностные лица дорожных эксплуатационных организаций к ответственности (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 12.34).
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) и возмещению понесенного водителем ущерба.(Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 1064.Общие основания ответственности за причинение вреда).
Допустимые размеры ям на дорожном полотне регламентируются Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221)
Пункт 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.
Канализационные люки должны быть все плотны закрыты. Согласно 3.1.10 Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. Разбитые крышки, решетки в обязательном порядке должны быть обозначены и ограждены соответствующими дорожными знаками, заменены на пригодные в течении не более трех часов.
Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна
Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:
- Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
- На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
- Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
- Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
- Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
- Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
- Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.
Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.
В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.
Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Страховые выплаты за ущерб ТС
Тип страховки определит дальнейшие действия. Хорошо, если у вас КАСКО. Тогда, получив справку о ДТП на месте происшествия или в отделе ДПС нужно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.
Сложнее, если у вас полис ОСАГО. Придется воспользоваться услугами независимой страховой компании. Ее эксперты установят повреждения и сделают калькуляцию их устранения. Причем, ремонт машины придется отложить до момента окончания экспертизы, а в случае обращения в суд, — до получения судебного решения.
Кто несет ответственность за трещины и выбоины на дорогах
Следующий шаг — определить организацию, обслуживающую данный участок дороги. Информацию можно получить или у сотрудника, оформляющего ДТП, или у инспектора ГИБДД по организации движения.
В крайнем случае, обратиться в районную администрацию. Будьте готовы к тому, что ответственное юридическое лицо вы найдете не сразу и с этим возможны трудности.
Никто не захочет отвечать и будет «переводить стрелки».
Когда реквизиты виновной организации будут установлены, необходимо вызвать ее представителя для участия в проведения экспертизы транспортного средства. Обязательно сделать это письмом или телеграммой с уведомлением.
Отсутствие уведомленных представителей на экспертизе никак не повлияет на ее правомерность, а вот в суде может дать преимущество потерпевшей стороне. Конечно, виновник происшествия может не согласиться с результатами заключения экспертов, это его право. Собирайте материалы, все фиксируйте и пишите досудебную претензию.
Если положенная вам сумма не велика, то есть шанс получить ее спокойно, без обращения в судебные инстанции. Если нет, ремонт автомобиля придется отложить до окончания судебного процесса (возможно назначение дополнительной экспертизы).
И хотя в 90% случаев закон оказывается на стороне водителей, многие предпочитают не обращаться за правосудием. Слишком много сил, времени это отнимает, проще самому заменить колесо или диск. Такая безнаказанность отвратительной работы дорожных служб и приводит к грустному постоянству ям на наших дорогах.
Проведение независимой экспертизы ущерба ТС
После того, как нашли ответчика, необходимо установить размер нанесенного ущерба — сделать независимую техническую экспертизу (сейчас много таких учреждений, оказывающих такие услуги).
Ее осуществляют в присутствии представителей обвиняемой стороны, о чем руководство организации извещают письмом с указанием места и времени ее проведения. Важен факт получения приглашения, поэтому письмо должно быть заказным с уведомлением. А вот придет представитель на экспертизу или нет – для потерпевшей стороны не важно.
Как возместить ущерб
Для того что бы быть твердо уверенным в возмещении ущерба через суд необходимо собрать пакет документов, гарантировано подтверждающий вину дорожных служб.
Для этого вызываем экипаж ГИБДД, позвонив на бесплатный номер 112.
В ожидании их приезда нужно найти свидетелей происшествия, записать их контактные данные и показания, сделать фотографии выбоины, прилегающей территории, повреждений транспорта с разных сторон.
После приезда ГИБДД и составления протокола, проверьте правильность и достоверность указанных в нем сведений. Особое внимание обратите на размеры ямы, именно они будут решающим фактором в суде.
Взыскание стоимости ремонта ТС через суд
Процедура обращения в суд предполагает добровольное возмещение ущерба ответчиком. Для этого потерпевшая сторона отправляет заказным письмом с уведомлением (обязательно) досудебное требование (необходимо приложить копии материалов по делу). Если в течение указанного в претензии времени материальный ущерб не будет возмещен, можно обращаться в суд, при этом придется заплатить госпошлину.
Образец досудебной претензии виновнику ДТП о возмещении причиненного вреда.
Дату проведения судебного процесса назначит секретарь. Он же письменно уведомит об этом вас и вашего ответчика.
Защищать свои интересы можно, воспользовавшись помощью юриста, или представлять себя на судебном разбирательстве самим. Все зависит от степени уверенности в себе и знания закона.
В случае положительного решения суда, все расходы по госпошлине, независимой технической экспертизе, услугам адвоката полностью возместит сторона ответчика.
Суда можно было бы избежать, если бы машина была застрахована по полису КАСКО. Тогда для возмещения ущерба достаточно получить справку о дорожном происшествии из ГИБДД. При определенных условиях договора, даже она не понадобилась бы!
Образец искового заявления о возмещении ущерба в результате ДТП.
Госпошлина при взыскании ущерба ТС через суд
Для обращения в суд за взысканием с ответчика суммы понесенного ущерба необходимо собрать документы о ДТП, получить результаты независимой технической экспертизы, оплатить государственную пошлину.
Ее размер определяет Налоговый Кодекс РФ (Часть 2, Раздел VIII, Глава 25.3):
- до 20000 руб. — 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
- от 20001 руб. до 100000 руб. — 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20000 руб.;
- от 100001 руб. до 200000 руб. — 3200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100000 руб.;
- от 200001 руб. до 1 000000 руб. — 5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200000 руб.;
- свыше 1 000000 руб. — 13200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.
Реквизиты для оплаты госпошлины можно найти на сайте суда, в который подаются документы, ее уплата истцом (потерпевшей стороной) является обязательной. Госпошлина будет возвращена ответчиком вместе с другими расходами в случае положительного решения суда.
Как правило, при обращении в суд, правосудие оказывается на стороне водителей. Денежный ущерб за повреждения, затраты на экспертизу и судебный процесс полостью возвращаются. Финансовая сторона вопроса решается удовлетворительно. Но нужно быть готовым к тому, что потерпевший не сможет отремонтировать и ездить на машине до вынесения решения суда.
Водитель вынужден будет потратить большое количество времени и сил на сбор документов, определение ответчика, проведение экспертизы, поэтому можно понять тех, кто при незначительном ущербе, решает проблему самостоятельно. Не ищет виновных и не призывает к ответственности. Возможно, поэтому на наших дорогах ямы будут еще очень долго «радовать» глаза водителей и вызывать их «веселые» реплики.
Источник: http://1avtourist.ru/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/kak-vozmestit-ushherb-esli-pojmal-yamu-doroge.html
Попал в яму на дороге: как возместить ущерб
Дорожное покрытие во многих российских городах зачастую не отличается высоким качеством, которое снижается ещё больше на участках, удалённых от центральных магистралей.
Существенную опасность представляют собой ямы и выбоины, появляющиеся в сезон дождей из-за воздействия влаги и резких температурных перепадов.
Такие дефекты образуются очень быстро, буквально в течение суток, и поездка даже по хорошо знакомой трассе рискует обернуться повреждением автомобиля.
Попадание в яму — это ДТП или нет?
Согласно пункту 1.2 ПДД, дорожно-транспортным происшествием называется событие, произошедшее в процессе перемещения по дороге транспорта и с его участием в результате которого пострадали люди или был причинён материальный ущерб автотранспортному средству, строениям или грузам.
Так как автомобиль до въезда в дорожную яму совершал движение и в результате дефекта полотна получил различные механические повреждения, то подобный случай подпадает под определение ДТП.
Не каждый просадок, выбоина, насыпь, канава или открытый люк могут стать поводом для взыскания компенсации.
Предельное значение характеристик эксплуатационного состояния дорожного полотна устанавливает в России ГОСТ. Его требования определяют, что ямы не должны быть больше 15 см. длиной, 60 см. шириной и 5 см.
глубиной. Превышающий эти параметры дефект обязан быть устранён дорожной службой в течение 10 суток.
Доказательства для суда
Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.
Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.
На фотографиях важно отобразить:
- координаты места аварии (название улицы, номер дома);
- пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
- все видимые механические повреждения;
- дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
- общее состояние дороги, тормозной путь;
- отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.
Фотографировать лучше всего с разных ракурсов и расстояний. Как показывает практика, предоставление суду чётких подробных фотографий с места ДТП увеличивает шансы на возмещение ущерба за повреждённый автомобиль или вред, нанесённый здоровью граждан.
Нужно ли вызывать ГИБДД
Водитель, попавший в дорожно-транспортное происшествие из-за дефекта покрытия на трассе должен выполнить ряд мер, которые определены Правилами дорожного движения.
А именно:
- незамедлительно остановить транспортное средство, задействовать световую сигнализацию и установить знак аварийной остановки;
- позвонить в ГИБДД и проинформировав о случившемся, оставаться на месте до прибытия патруля ДПС.
Приехавшие сотрудники дорожной полиции обязаны зафиксировать происшествие, составить схему аварии, замерить яму. Если размеры помехи не соответствуют ГОСТ, инспектор должен составить акт о выявлении недостатков в содержании дороги для последующего привлечения виноватых в халатности дорожников или должностных лиц к административной ответственности.
К протоколу, составленному инспектором, в обязательном порядке должна прилагаться объяснительная водителя. В ней важно указать тот факт, что препятствие, ставшее причиной аварии, возникло внезапно и не смотря на все принятые автомобилистом меры, избежать наезда не удалось.
Свидетели
Если в результате происшествия никто из людей не пострадал, водитель должен сразу же обеспокоится вопросом поиска и сбора доказательств вины работников дорожной службы. Необходимо опросить других водителей, пассажиров или случайных прохожих, находившихся в определённый временной промежуток поблизости и записать их координаты.
На суде свидетели смогут обрисовать общую картину случившегося, подтвердить сведения о том, что автолюбитель ехал с допустимой на данном участке дороги скоростью, соблюдая ПДД. Охарактеризовать действия участника ДТП и сотрудников автоинспекции.
Если не удалось найти очевидцев самого момента происшествия, то можно привлечь свидетелей, способных подтвердить последствия аварии.
Обращение в дорожную службу
Согласно Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автодорог, ответственными за их состояние, являются исполнительные органы государственной власти, администрация муниципальных образований, юридические и физические лица.
К установленному виновнику необходимо обратиться с претензией на возмещение ущерба, причинённого автомобилю по причине неудовлетворительного состояния полотна и уведомлением о проведении независимой экспертизы.
На кого подавать в суд
Для того чтобы получить информацию о службе, отвечающей за содержание конкретного участка дороги, следует обратиться к сотруднику ГИБДД, составлявшему протокол. При подаче иска в судебные органы важно выяснить фактический, юридический адреса организации, её полное наименование, должность и контактные данные компетентного представителя.
Если инспектор по каким-либо причинам отказывается выдавать нужные сведения, допустимым будет обращение с жалобой в прокуратуру. Её работники не только истребуют всю необходимую информацию, но и самостоятельно направят дело в суд.
Независимая экспертиза
После нахождения ответчика, важно установить размер причинённого ущерба с помощью независимой технической экспертизы. Эта процедура осуществляется в присутствии представителя ответчика.
Организация должна быть заранее оповещена заказным письмом или телеграммой с последующим уведомлением о получении.
Осмотр проводят в автосервисе или гараже, в котором есть условия для выявления явных и скрытых дефектов.
Результаты осмотра повреждённого транспортного средства экспертом отражаются в специальном акте, в котором указывается приблизительная сумма стоимости ремонта автомобиля. В документе должны стоять подписи всех присутствующих при экспертизе лиц.
Если водить попал в яму на дороге и только пробил колесо или погнул диск, то привлекать оценщика не обязательно. Достаточно взять у сотрудника дорожной полиции справку с описанием причинённого в аварии ущерба.
Досудебное урегулирование
Досудебное урегулирование проводится уже после процедуры оценки повреждений «поймавшего» дорожную яму автомобиля.
Требование о добровольном возмещении вреда необходимо направить в ответственную за происшествие организацию заказным письмом с приложением копий документов о ДТП и актом осмотра.
На этом этапе помимо компенсации за повреждение машины, можно требовать и оплату за проведение независимой экспертизы.
Взыскание через суд
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск подаётся в суд общей юрисдикции по месту нахождения организации-ответчика или её филиала. При этом потребуется оплатить госпошлину в размере, зависящем от стоимости иска, но не менее 400 рублей. Эта сумма, если дело будет выиграно, взыскивается с ответчика.
В заявлении указывается наименование судебного органа, персональные данные сторон процесса, обстоятельства произошедшего с описанием причинённого вреда, доказательства правомерности претензий, требования и цена иска.
К прошению необходимо приложить следующие документы:
- справку о факте ДТП из полиции;
- протокол, составленный сотрудником ГИБДД на месте происшествия;
- постановление об административном правонарушении;
- акт оценки полученного материального ущерба;
- копию досудебной претензии;
- фотографии повреждённого транспортного средства и дорожного покрытия;
- свидетельские показания;
- чеки на эвакуацию автомобиля, почтовые и иные расходы, квитанцию об оплате госпошлины.
В большинстве случаев, при достаточной доказательной базе, суд принимает сторону водителя. Ущерб, нанесённый транспортному средству, затраты на проведение экспертизы и судебные расходы оплачиваются ответчиком.
Но для того чтобы предотвратить ДТП, сохранить деньги и время на поиск справедливости важно соблюдать простые правила: следить за погодными условиями, снижать скорость перед лужами и участками с признаками ремонта и объезжать явные дефекты на дорожном полотне.
Неумышленное оставление места ДТП – как доказать свою невиновность?(1
Источник: https://AvtoZakony.com/dtp/popal-v-yamu-na-doroge
Попал в яму, повредил машину. Как взыскать ущерб?
Вождение автомобиля в условиях некачественного дорожного покрытия требует особой внимательности. Ямы, провалы на асфальте или высокие «горки», а также колея, продавленная большегрузами – все это способно как повредить автомобиль, так и привести к аварии. Если водитель попал в яму, повредил машину и желает взыскать ущерб – наши автоюристы готовы помочь ему в этом вопросе!
К нам поступают самые разные вопросы, касающиеся возмещения ущерба автомобилю, причиненного попаданием в яму.
Вопрос: Попал в яму и повредил машину из-за плохого состояния дороги. Лопнул диск, полетели шаровые, понес материальный ущерб. Могу ли я обратиться в дорожную службу за возмещением ущерба и как это сделать?
Если попал в яму и повредил машину – компенсация ущерба возможна!
Ответ: Компенсация ущерба, причиненного вследствие некачественных дорог, вполне реальна. Но всё будет зависеть от ряда факторов. И самый главный — это техническая возможность водителя избежать данной ситуации.
В данном случае самое первое, что нужно понять, а мог ли водитель остановиться. Т. е., например, такая ситуация — дорога открыта, впереди видимость на 200-300 метров ничем не ограничена.
Яму эту водитель видел. Тогда возникает вопрос, так если ты видел, то зачем заехал.
Соответственно в этом случае водитель будет сам виноват, но для юристов есть достаточно свободы в плане доказывания обратного.
Однозначно дорожная служба об этом так и скажет, и ни чего вам платить не будет. Поэтому только в суд.
Другая ситуация.
Если эта яма была скрыта водой или же видимость ее была ограничена впереди идущими автомобилями, либо какими-то другими элементами.
А также, если все это происходило ночью на не освещенной дороге и водитель не смог избежать данной ситуации, то в этом случае автоюристы советуют обращаться в дорожную службу за возмещением материального ущерба.
Вкратце, компенсировать ущерб получится в большинстве следующих случаев:
- Яма появилась из-за едущего автомобиля;
- Яма была скрыта водой или незаметна в темное суток;
- Асфальт проломился под тяжестью автомобиля;
- Водитель не имел возможности предотвратить наезд на поврежденный участок дороги.
Что делать, если повредил машину из-за ямы на дороге?
Что делать, если попал в яму и повредил машину? Конечно, вызывать ГИБДД. Когда они составят схему ДТП, то необходимо потребовать с инспекторов составления акта состояния дорожного покрытия, в котором отражены все дефекты. При наличии вот такого вот акта уже можно будет спорить с дорожными хозяйствами как в досудебном, так и в судебном порядке.
Так же водитель может поступить не только в случае попадания в яму, но, например, если повредил какие-то элементы автомобиля при наезде на лежачий полицейский, который не соответствует требованиям ГОСТА. Впрочем, ситуаций с непредвиденными обстоятельствами на дороге может быть много.
Многие, наверное, сталкивались — когда дорожное полотно имеет нестандартное возвышение, слишком высоко подняты колодезные люки, что опять же создает помеху для водителей. Или, «лежачий полицейский», который очень похож на какое-то нелепое нагромождение асфальта.
Т. е. любая машина, проезжая на скорости более 20 км/час уже насилует свою ходовую часть. Если возвышение на асфальте составляет более 4 см, то это уже прямое нарушение ГОСТА. И у юристов есть возможность для привлечения дорожников к административной ответственности.
ГОСТом установлены следующие предельные размеры выбоин
Или еще ситуация — наехал на открытый люк, повредил машину. С кого брать деньги?
Недавно наши коллеги из одного авторитетного издания провели эксперимент и вышли с автоюристами на дороги города. Нашли колодец со слабо закрепленной крышкой люка и посмотрели. За 3 минуты на него наехало более двух десятков машин и в два раза больше автомобилей объехали его, создавая на дороге аварийные ситуации.
Возникает вопрос, а сколько он еще продержится? Рано или поздно он просто лопнет. Любой металл имеет усталость и предел прочности. И тогда она в кого-то прилетит и кому-то принесет либо увечье, либо повредит автомобиль.
Здесь опять же возникает момент — знал ли водитель, мог ли предотвратить случившееся? Если он узнал об этом, когда машина уже наехала, то естественно он ничего уже сделать не мог. Тогда уже ответственность будет нести тот, кто не содержит этот люк в надлежащем состоянии, в соответствии с ГОСТОМ. Потому что опять же есть стандарты, как он должен крепиться и как это все должно быть закрыто.
Порядок действий, если попал в яму и повредил машину
- Вызвать ГИБДД и потребовать документальной фиксации дорожной обстановки, недостатков покрытия и иных препятствий.
- Потребовать возбуждения административного материала за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог.
- Провести автотехническую независимую экспертизу для определения точной суммы ущерба и стоимости ремонта.
- С полученными документами обратиться в дорожную службу, отвечающую за эксплантацию данного участка дороги.
Это может быть как муниципалитет, так и межрегиональное или региональное предприятие (если происшествие случилось за городом).
- Дождавшись ответа от дорожной службы и в случае ее отказа от возмещения вреда – подготовить исковое заявление в суд с требованием компенсировать весь причиненный ущерб.
Самостоятельная подготовка документов весьма затруднительна для водителей, не имеющих соответствующего юридического опыта. Лучше доверить защиту своих интересов опытным юристам, которые не только проведут все переговоры с дорожными службами, но и подготовят нужные документы для суда.
Судебная практика: попал в яму, повредил машину, взыскал в ущерб
Суды по-разному принимают решения по искам водителей к муниципалитетам и дорожным службам о возмещении вреда, причиненного наездом на яму. Часто суды первой инстанции отказывают в иске, а апелляция «поправляет» их, принимая решение в пользу водителя.
- Дело №33-888/2017 Ярославского областного суда. Суд первой инстанции отказал в иске автовладельцу, требовавшему взыскать с мэрии компенсацию вреда, причиненного наездом на яму. Суд сослался, что не установлена причинно-следственная связь между наездов и повреждением. Апелляция сочла доводы нижестоящего суда ошибочными и взыскала в пользу автовладельца заявленную сумму ущерба частично.
Кстати, если наезд на яму послужит причиной серьезного ДТП, включая столкновение с другими автомобилями, то ответственность за случившееся будет возложена на дорожные службы или иные организации, ответственные за эксплуатацию дорог.
- Дело №2-58/2017 Кировского районного суда г. Ярославля. Истец обратился в суд к мэрии города и дорожной службе с требованием компенсировать ущерб, причиненный его автомобилю в результате ДТП, случившегося ввиду наличия на дорожном покрытии ям и выбоин. Суд удовлетворил исковое заявление истца.
Если у вас остались вопросы или нужна помощь юриста по взысканию ущерба, причиненного наездом на яму – звоните нашим автоюристам прямо сейчас!
Источник: https://1DTPhelp.ru/faq/popal-v-yamu-povredil-mashinu-kak-vzyskat-ushherb/
Попал в ДТП из-за ямы на дороге? Как возместить ущерб?
Здравствуйте, дорогие друзья! Я уверен, что среди Вас есть автовладельцы. Возможно кто-то из Вас на своем автомобиле попадал в ямы на дорогах, выбоины или открытые дорожные люки. При этом автомобиль получал механические повреждения.
Я уверен, что Вы задумывались на тем вопросом, что кто-то должен нести ответственность за качество дорожного покрытия, но не знали куда жаловаться. И Вы правы, за ДТП из-за ямы на дороге должна наступить ответственность.
Вред причиненный вашему автомобилю в результате ДТП из-за ямы на дороге подлежит возмещению. Иначе зачем мы платим налоги и акцизы на бензин. За каждой дорогой кто-то должен следить и обеспечивать безопасность дорожного движения.
Давайте разберемся, что делать, куда жаловаться и как оформить ДТП если автомобиль попал в яму на дороге? И как возместить ущерб из-за ДТП с ямой на дороге?
Смотрите видео о порядке действий в случае попадания в яму на дороге.
Дело в том, что нормативными актам предусмотрены предельные размеры повреждений дороги. Поэтому не каждая яма не соответствует закону. Есть такие ямы, которые являются вполне допустимыми.
Нормативными требованиями предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин иных повреждений не должны превышать по длине — 15 см., ширине — 60 см., глубине — 5 см.
Оформить Дорожно транспортное происшествие, если попали в яму на дороге?
После того, как ваш автомобиль попал в дорожную яму, выбоину или открытый люк, и получил механическое повреждение, Вам необходимо оформить ДТП. Убедитесь, что на дороге не было предупреждающих знаков о том, что на дороге идет ремонт или предупреждение о неровностях на дороге. Кроме того, убедитесь, что сами вы не нарушали правила дорожного движения.
Нужно понимать, что повреждение могут иметь скрытый характер, поэтому вызывать сотрудников полиции необходимо в обязательном порядке. Если сотрудники органов внутренних дел отказываются приехать и оформить ДТП из-за ямы на дороге, необходимо жаловаться в прокуратуру и фиксировать дорожно транспортное происшествие своими силами.
Для этого можно использовать фотоаппарат и видеокамеру, также не лишним будет найти свидетелей происшествия на месте и взять их контактные данные. Все звонки в полицию фиксируются, поэтому сотрудников полиции необходимо вызывать через телефон «02». Не покидайте место происшествия и не соглашайтесь самостоятельно явиться в ГИБДД, оставив мест происшествия.
Ваша задача получить подтверждение факта дорожно-транспортного происшествия от компетентного органа. И самая главная Ваша задача, зафиксировать документально, что яма, выбоина, в которую попал ваш автомобиль не соответствует требованиям ГОСТа, т.е. предельные размеры отдельных дорожных повреждений (ямы, выбоины, просадки) превышают по длине — 15 см., ширине — 60 см.
, глубине — 5 см. Достаточно будет превышения одного из указанных параметров.
Произвести оценку причиненного ущерба в результате ДТП из-за ямы на дороге
После ДТП из-за ямы на дороге, необходимо произвести оценку ущерба. Это можно сделать в оценочной компании. Это делается примерно по такому же принципу, как при ДТП с участием другого автомобиля. Только вместо другого автомобиля — яма или выбоина на дороге.
Обратиться с претензией к ответственному за дорогу
Затем, что бы возместить ущерб от ДТП с ямой на дороге, необходимо обратиться с претензией к органам власти, которые должны были обеспечивать безопасность на дороге, производить своевременный ремонт.
С этого момента Вы уже можете обратиться к юристам, что бы точно определить ответственного за дорожно-транспортное происшествие. Можете обратиться ко мне. Помогу с дальнейшими действиями.
При обращении с претензионными требованиями к компетентным лицам, отвечающим за состояние дорожного покрытия, виновные лица в каждом случае определяются отдельно. Возможно, что виновных лиц даже привлекут к административной ответственности.
Обратиться к юристам по ДТП из-за ямы на дороге
Если до этой стадии вы не стали обращаться к юристам, то это время пришло. Дальше будут судебные процедуры. На этой стадии надеяться на себя не рекомендуется; обратитесь к компетентным специалистам, которые знают как возместить ущерб от ДТП из-за ямы на дороге, и которые смогут обеспечить получение Вами компенсации за причиненный Вам имущественный вред .
Если вы попали в такое ДТП из-за ямы на дороге в городе Краснодаре, то можете обратиться ко мне, возможно, я смогу помочь Вам получить компенсацию либо в судебном порядке, ли продать ваше право требования и получить деньги сразу. Покупка и продажа прав требований по таким делам происходит в обычном порядке по правилам договора цессии, я уже писал о возможности покупки долгов.
Надеюсь, что статья оказалась полезной для Вас.
Источник: http://igor-shibalkin.ru/popal-dtp-iz-za-yamy-na-doroge-kak-vozmestit-ushcherb.html
Попал в яму на дороге. От матюков до реального взыскания ущерба
Добрый день, господа автолюбители и авто-леди.
С вами Евгений Волков.
Сегодня поговорим о такой злободневной теме, как ямы на дорогах.
Дороги у нас в России ровные только зимой, всё остальное время – езда на автомобиле превращается в настоящее испытание для подвески вашего авто.
Первый месяц весны уже прошёл, резко обнажив одну из проблем суровой российской действительности.
В этой моей статье:
Как образуются ямы на дорогах?
Процесс образования ям на дорогах достаточно прост. Всё начинается с лужи, на дне которой появляется незначительная трещинка в асфальте.
Эта трещинка с момента своего появления тут же наполняется водой из лужи, а затем под весом проезжающих по этой луже автомобилей, особенно грузовых, в трещину попадает гораздо больше воды, чем она может вместить, в результате вода разрушает боковые стенки трещины напрочь, и образуется ямка.
И чем чаще по такой, только что образовавшейся ямке будут проезжать авто, тем больше и шире в размерах эта яма будет становиться.
В результате за несколько часов яма может превратиться из безобидной в опасную для наезда автомобилем.
Скажу так, что попадание в яму размером 25-30 см, уже способно не только привести к проколу колеса, но и к разрушению колесного диска.
Представляете, как будет обидно, если вы к лету приобрели новые катки да ещё и на литье, как я, например, за 30 косарей для своего любимого и надежного японского друга и потом въезжаете в какую-то лужу, а там… яма, которая повреждает совсем новое колесо вашего авто.
Не знаю, как вы, господа, но лично я за повреждение новых катков своего автомобиля найду и укатаю виновника в эту же самую яму и сделаю всё это..по ГОСТУ.
Кстати,
Гост на ямы на дорогах
Нормативы для ям и колдобин определены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Обратите внимание: все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется с 01.01.1995г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с п. 3.1.1 вышеназванного ГОСТа,
А согласно п. 3.1.2 вышеназванного ГОСТа,
То есть, понимаем, что если яма не укладывается в хотя бы один из параметров, указанных в п.3.1.2 – это яма не по ГОСТу, а, значит, кто-то за это будет отвечать в случае, если вашему авто будет причинен ущерб в результате наезда на такую яму.
Но до ответа на данный вопрос мы с вами еще дойдем. Терпение, господа.
Что касается люков смотровых колодцев, которые располагаются на дорожном полотне, то согласно п. 3.1.10 вышеназванного ГОСТа
Вот такой вот интересный ГОСТ действует в настоящее время.
Попал в яму на дороге, повредил автомобиль. Что делать?
Что делать? Что делать? Материться на всю улицу и проклинать дорожников!
Разрешаю.
За одним и свидетелей своего несчастья соберете, таким образом. Ну ладно, шутки шутками, давайте ближе к телу.
Что такое наезд на яму, в результате которого ваш авто получил повреждение?
Ага, уже догадались к чему я клоню? Правильно.
Для тех, кто ещё судорожно пытается ухватиться за мою мысль, открываем пункт 1.2 Правил Дорожного движения.
Другими словами, наезд на яму, в результате которого ваш авто получил повреждение – это ДТП в чистом виде, без примесей и осадков.
И не надо просто выползать из машины, менять пробитое колесо на запаску и, ругнувшись непонятно на кого, уезжать с места ДТП.
Многие водители именно так и поступают. Ведь так просто оправдать своё бездействие, да и просто лень, ну признайтесь себе, лень что-либо изменять в этой жизни. Лень выходить из своей зоны комфорта.
А что? Я не прав? Ведь проще сказать самому себе: «у меня нет времени искать какую-то справедливость».
И лишь единицы сознательных автовладельцев, да и то, в основном те, у которых ущерб от наезда на яму, получается достаточно большим по деньгам, стараются отстоять свои права и добиться возмещения ущерба.
Но ирония заключается в том, что одного желания найти виновника и добиться возмещения ущерба от повреждения автомобиля, мало.
Нужно шевелить помидорами и внимательно отслеживать определенные моменты, о которых я расскажу ниже, иначе вся ваша битва за справедливость превратится в бессмысленную трату времени, нервов и…денег.
Сразу предупреждаю тех, кто не желает идти до конца и не верит в справедливость, — ребята, дальше не читайте.
Просто при наезде на яму – меняйте поврежденное колесо и езжайте дальше, терпите разбитую подвеску своего авто.
Для всех остальных – читаем дальше и впитываем информацию, как поролоновая губка впитывает Fairy.
Итак, на удачный исход дела вы сможете рассчитывать только в том случае, если начнете сразу же после ДТП собирать доказательственную базу.
Для начала выполняете пункт 2.5 Правил дорожного движения
Далее, вызываете сотрудников ГИБДД по телефону для оформления дорожно-транспортного происшествия. Не затягивайте с этим, потому что пока они до вас доедут может пройти достаточно много времени.
Внимание: не ведитесь на возможные предложения составить схему ДТП самостоятельно и приехать с этой схемой в ГИБДД.
Если со стороны ГИБДД вам начнут отказывать в выезде на место ДТП, уточните ФИО сотрудника, с которым вы общались по телефону и далее, звоните дежурному УВД города с информацией о том, что в ГИБДД отказываются выезжать на место ДТП.
Ситуация разрешится быстро, но нужно будет немного подождать.
Так вот, пока гаишники едут к вам, не теряйте зря времени. Постарайтесь найти свидетелей вашего ДТП и заручиться их согласием подтвердить факт попадания вашего авто в яму.
Искать очевидцев нужно достаточно быстро, потому как через пару-тройку минут найти кого-либо из очевидцев не удастся – они все разойдутся, если вообще останавливались поглазеть на ваше несчастье.
Кстати, неплохими свидетелями могут выступить водители тех автомобилей, которые ехали следом за вами. Именно указанные водители могут предоставить самую достоверную информацию о скорости вашего движения и принятых вами действиях.
Помимо этого, у водителя-очевидца, наверняка, есть видеорегистратор, который как раз заснял попадание вашего авто в яму.
Не успели выцепить таких очевидцев? Не беда – звоните друзьям, родственникам, знакомым – пусть подъедут к вам и увидят, что вы стоите возле авто, а ваш авто после наезда на яму или же открытый люк получил повреждения.
Этих показаний будет вполне достаточно для доказывания последствий ДТП.
Кстати, без друзей, родственников или знакомых в этом деле вам обойтись будет сложно. Чуть ниже в этой статье поймете, о чём я
Источник: https://evgeniyvolkov.ru/popal-v-yamu-na-doroge-ot-matyukov-do-realnogo-vzyiskaniya-ushherba.html