Бесконтактное дтп: куда обращаться, судебная практика, по европротоколу, верховный суд

Бесконтактное ДТП в 2019 году — ПВУ, ОСАГО, судебная практика, верховный суд, куда обращаться, прямое урегулирование

Само понятие весьма размыто в законодательстве, из-за чего у некоторых водителей возникают проблемы. Можно ли получить денежную компенсацию при таком дорожном происшествии?

Что это такое

Бесконтактное ДТП – сложный случай, при котором одно транспортное средство создает помеху другому, в результате чего наносится ущерб третьим лицам. В тот же момент сам виновник не имеет непосредственного контакта с другими автомобилями.

Чаще всего бесконтактное ДТП происходит в таких ситуациях:

  • водитель пытался уйти от столкновения и врезался в другое ТС, ограждение или столб;
  • авария произошла из-за падения груза или выброса гравия;
  • помехой мог стать пешеход, наезда на которого водитель стремился избежать, в результате чего совершил ДТП.

Правильно трактовать ситуацию при бесконтактном ДТП мешает несколько факторов:

  1. Истинный виновник не причинил вреда непосредственно, из-за чего не считая себя виновником, благополучно скрылся с места происшествия.
  2. Инспекторы ГИБДД неоднозначно трактуют ПДД, пункт 10.1.
  3. Часть вины возлагается на пострадавшего, руководствуясь тем, что каждый водитель обязан управлять автомобилем на той скорости, которая позволит четко контролировать ситуацию.

Очевидно, что при бесконтактном дорожном происшествии из пострадавшего можно легко стать виновником и нести ответственность за чей-то маневр.

Если же инспектора ГИБДД вменяют в вину то, что водитель не снизил скорость и не остановился, как предписывает ПДД, п. 10.1, стоит апеллировать к таким факторам:

  • п.1.2 Правил Дорожного Движения Опасность для движения», гласит, что водитель вправе как остановить транспортное средство, так и маневрировать, с целью избежать опасной ситуации и предотвратить аварию;
  • снизить скорость или остановиться стоит только в том случае, если это позволит избежать столкновения (в остальных ситуациях это бессмысленно);
  • в согласии с пунктом 1.5 ПДД необходимо действовать так, чтобы не нанести вред другим участникам дорожного движения; если маневр позволит достичь этой цели, водитель вправе этим воспользоваться.

Даже такое происшествие порой несет немалый ущерб. Если произошло бесконтактное ДТП, выплату по ОСАГО может быть получить непросто.

Страховой ли это случай

Выплаты по ОСАГО – компенсации, которые может получить пострадавший водитель в случае если удалось доказать наличие вины другого участника ДТП.

Бесконтактные аварии также считаются страховыми случаями.

Обязательное условие для обращения в страховую компанию за денежным возмещением – все необходимые документы, подтверждающие вину. Мысль о том, что бесконтактные аварии должны считаться страховыми случаями, и по ним положена компенсация, неоднократно звучала в решениях суда.

Эти судебные инстанции постановляли, что даже при отсутствии непосредственных контактов, но при наличии прямой взаимосвязи между действиями одного водителями и нанесения ущерба, должна сохраняться ответственность.

Куда обращаться

В последнее время все шире стало применяться прямое урегулирование убытков при ДТП. Однако бесконтактные аварии, хотя и являются страховым случаем, не компенсируются в таком порядке.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) возможно только при непосредственном контакте двух автомобилей.

При бесконтактном ДТП придется обращаться не в свою страховую компанию, а в фирму виновника.

В таких столкновениях, как правило, принимает участие минимум три автомобиля. Это значит, что данный метод урегулирования ситуации неприменим. Такой порядок закреплен РСА (Российским Союзом Автостраховщиков) и решениями Верховного Суда.

Обратите внимание

Если же страховщик виновника отказывает принимать документы, мотивируя, что нужно действовать по схеме прямого урегулирования ущерба и направляет в свою страховую, не стоит обращать на это внимание.

Как правило, до суда дело не доходит.

Как оформить

В противном случае можно получить обоснованный отказ в выплате от страховой компании. В первую очередь, все автомобили должны остановиться. Это относится и к машине виновника, из-за маневра которого произошло столкновение двух других автомобилей.

На дороге следует выставить знаки аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения, а также не получить штраф от инспектора ГИБДД.

Оформление бесконтактного дорожно-транспортного происшествия по Европротоколу невозможно:

  • чаще в таком ДТП участвует более двух автомобилей;
  • не всегда есть непосредственный контакт виновника и пострадавшего;
  • мнения водителей о степени вины часто не сходятся.

В случае бесконтактного происшествия, сразу необходимо вызвать сотрудников полиции. Если произошла авария с пострадавшими, необходимо вызвать скорую помощь и по возможности помочь жертвам ДТП до приезда медиков.

До приезда представителей правоохранительных органов можно произвести такие действия:

  • сделать фото и видеосъемку места ДТП, расположения ТС, качества дорожного полотна, степень нанесенных повреждений;
  • провести опрос свидетелей происшествия;
  • при необходимости проконсультироваться по телефону с автоюристом, или даже пригласить его на место происшествия;
  • попросить свидетелей дождаться приезда сотрудников полиции для сбора письменных показаний и приобщения их к материалам дела.

До завершения оформления происшествия ни в коем случае нельзя перемещать транспортные средстве. Бесконтактное ДТП и без того сложный случай, а изменение расположения автомобилей вводит сотрудников ГИБДД в заблуждение и не позволяет корректно установить виновника.

Инспектор полиции попытается детально воссоздать все обстоятельства столкновения. После этого он составит схему ДТП, в которой укажет расположение машин на момент происшествия.

В таком случае его может ждать даже лишение прав. Если же точных данных о том, чей автомобиль стал причиной столкновения, нет, найти виновного водителя будет невозможно, так как на той машине не будет никаких свидетельств об участии в ДТП.

Решение о том, кто виновник в бесконтактном ДТП, принимает суд либо инспектора ГИБДД. В редких случаях вина остается неустановленной. Тогда на получение компенсации от страховой компании рассчитывать смысла нет.

Возместить ущерб по ОСАГО могут только при наличии виновной стороны.

Если же есть действующий полис КАСКО, то для получения возмещения достаточно получить справку, подтверждающую участие в ДТП и обратиться за выплатами.

Необходимые документы

Независимо от того, было оформлено электронное ОСАГО или стандартное, пакет документов для страховой компании будет одинаковым.

Необходимо подготовить такие бумаги:

  • заявление о получении страхового возмещения;
  • извещение о ДТП;
  • документ, выданный ГИБДД и подтверждающий наличие бесконтактного ДТП;
  • копии постановления об административном правонарушении виновного лица;
  • копии паспорта, полиса страхования, водительского удостоверения, техосмотра и техпаспорта автомобиля;
  • расходные документы, возникшие в результате ДТП;
  • реквизиты для перечисления выплаты.

Помимо документов, важно сохранить автомобиль в том виде, в котором он был после аварии. Непредставление транспортного средства для оценки нанесенного ущерба грозит отказом в страховой выплате.

Выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Даже при наличии всех необходимых документов бесконтактное ДТП является поводом для страховой компании отказать в компенсации. Поэтому к этому следует заранее подготовиться.

В таком случае необходимо требовать проведения автотехнической экспертизы, по результатам которой станет ясно, что автомобиль пострадавшего просто не имел возможности избежать столкновения.

Иногда причинно-следственную связь между действиями виновника и ущербом, причиненным пострадавшему, приходится доказывать через суд. Если это удается, по решению суда страховую компанию могут обязать возместить нанесенный ущерб.

Из зала суда

Каждый день на дорогах происходят столкновения, в том числе и бесконтактные аварии, как с автомобилями, так и с мотоциклами.

Стоит рассмотреть несколько ситуаций, рассматриваемых в суде:

  1. Автомобиль врезался в столб из-за маневра другого водителя. Страховщик отказал в компенсации. Независимая техническая экспертиза подтвердила, что водитель не имел возможности иначе избежать столкновения. Суд обязал страховую компанию покрыть ущерб.
  2. Грузовой автомобиль зацепил ветку дерева, из-за чего повредилась машина, припаркованная внизу. Хотя компания отказалась признать случай страховым, суд обязал ее возместить убыток.

Очевидно, что даже при бесконтактном ДТП реально доказать свою невиновность и получить страховое возмещение. К сожалению, на практике, часто этого приходится добиваться через суд.

Видео: Бесконтактное ДТП

Источник: https://bibiguru.ru/beskontaktnoe-dtp/

Верховный суд разъяснил, как получить компенсацию за бесконтактную аварию

К кому обращаться и кто должен компенсировать ущерб за пострадавшую в аварии машину, если столкновения не было?

Так называемые бесконтактные аварии происходят довольно часто. Один водитель не уступил другому дорогу или проехал на красный свет, разворачивался в неположенном месте. Другой, чтобы избежать столкновения, поворачивает, но улетает с дороги. Авария есть, контакта нет.

При этом у пострадавших в таких ситуациях водителей возникает масса проблем. Сначала им нужно доказать, что авария произошла по вине другого участника, а потом найти способ взыскать с него ущерб. С кого требовать возмещение ущерба, разъяснил в своем решении Верховный суд.

Страховщики обновили среднюю стоимость запчастей

Итак, некто Сызранов ехал по дороге, как вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.

ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.

Сызранов подал в суд на компанию и выиграл его. Суд постановил взыскать со страховщика 370 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба и 100 тысяч рублей в качестве штрафа.

Однако страховщик с таким решением не согласился и обратился в апелляционную инстанцию. Но апелляционный суд также встал на сторону пострадавшего и подтвердил решение нижестоящего суда.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

Верховный суд разъяснил, кто платит пострадавшему за аварию машины, если столкновения не было

Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И тот установил, что нижестоящие суды заблуждались в своих решениях.

Согласно пункту 3 статьи 1079 Гражданского кодекса, под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия.

Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП, ответственность за причинение вреда все равно лежит на виновнике аварии. То есть решение об отказе в выплате страхового возмещения нельзя признать законным.

Именно на это ссылались суды нижних инстанций.

Важно

Однако согласно пункту 1 статьи 14 закона об ОСАГО потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда своему страховщику только в строго установленных случаях.

А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам.

При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

МВД предложило лишать прав за отказ от медосвидетельствования

В данной ситуации страховщик действительно не должен был оплачивать ущерб в соответсвтии с законом об ОСАГО. В этой ситуации Сызранов должен был предъявить требования к страховщику причинителя вреда — виновника ДТП.

Пострадавший при таком бесконтактном ДТП водитель, когда вина другого водителя доказана, без возмещения ущерба не останется. Но за выплатой он должен обращаться не к своему страховщику, а к страховщику виновника аварии.

Компетентно

Лев Воропаев, юрист

— Верховный суд трактует именно понятие взаимодействие (столкновение), приведенное в статье 14.1 закона об ОСАГО, как непосредственное взаимодействие двух транспортных средств (хотя нижестоящие суды со ссылкой на 1079-ю статью ГК РФ высказывали иную позицию).

А раз не было непосредственного соприкосновения двух транспортных средств при ДТП, значит, как указывает ВС, не выполняется одно из требований по прямому возмещению убытков (ПВУ) по ОСАГО (ст. 14.1).

Читайте также:  Гэп страхование - что это такое, как отказаться от навязанного договора

А поэтому, как опять же заметил ВС, в силу статьи 12 закона об ОСАГО необходимо обратиться в страховую компанию виновника.

Источник: https://rg.ru/2017/05/29/verhovnyj-sud-raziasnil-kak-poluchit-kompensaciiu-za-beskontaktnuiu-avariiu.html

Верховный суд окончательно признал европротокол сделкой

Пленуму Верховного суда РФ 26 декабря удалось принять постановление (о достаточно бурном первом обсуждении документа Legal.Report писал здесь), которое детально расписывает применение судами законодательства об ОСАГО – в частности, вопросы оформления ДТП и обращения к страховщику, а также правила ремонта пострадавших автомобилей.

Подвергшуюся основательной правке версию документа пленуму представил его секретарь, судья ВС РФ Виктор Момотов. По его словам, самым обсуждаемым в процессе доработки разделом оказался тот, который посвящен европротоколу. Последний в конце концов был признан гражданско-правовым соглашением участников.

Говоря же о предмете соглашения, судья подчеркнул: указаний на то, что им является размер ответственности при ДТП, «нигде нет».

– Редакционной комиссией внесены изменения в пункт 14 проекта (из него был исключен третий абзац – прим. ред.), акцентирующие внимание на том, что при составлении европротокола предметом согласия сторон является размер страховой выплаты, ограниченной суммой 50 тысяч рублей, а не размер ответственности виновника ДТП, – заявил Момотов.

Как сообщил докладчик, из проекта исключено указание на обязанность потерпевшего представлять документы в то же подразделение страховщика, в котором подавалось заявление о страховом возмещении. Это было названо Момотовым «излишним обременением» для потерпевшего.

– При этом в проекте сохранено указание на обязанность потерпевшего указывать при подаче документов сведения, позволяющие идентифицировать предыдущие обращения к страховщику, – заметил он.

Далее речь зашла еще об одном «больном» для многих клиентов страховых компаний вопросе.

– В ходе обсуждения высказывались предложения о дополнении проекта указанием на то, что в случае предоставления страхового возмещения в натуральной форме гражданину – собственнику легкового автомобиля утрата его товарной стоимости не возмещается. Однако с такими предложениями согласиться никак нельзя! – твердо заявил судья.

Совет

По сути, рассказал Момотов, это являлось бы правовой нормой, ограничивающей размер страхового возмещения. Однако названная утрата «входит в состав убытков потерпевшего и в любом случае должна возмещаться страховщиком».

В итоговом документе еще больше акцентируется внимание судов на том, что возмещение в натуральной форме должно вестись с использованием исключительно новых деталей (не б/у) – и это своего рода «компенсация» физическим лицам – владельцам легковых автомобилей за «императивные положения закона, которые отдают приоритет ремонту над денежной выплатой». Такое правило не действует для всех прочих категорий застрахованных – бизнесменов и т. п.

– С учетом предложений судебной коллегии по административным делам ВС РФ внесены изменения в пункт 72, – перешел к новой актуальной теме судья.

– Лицо, виновное в ДТП и отказавшееся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, презюмируется находящимся в состоянии опьянения, если не доказано иное.

В связи с этим у страховых компаний возникает право регрессного требования к такому лицу.

Изменения, хотя и не столь существенные, были внесены, по его словам, в пункты 51, 65, 77, 87 и ряд других. Они, как отмечено, «не носят смыслового характера».

Вместе с тем из проекта исключен пункт 102, который устанавливает обязанность потерпевшего предоставлять доказательства невозможности реализовать свое право на обращение в суд без несения издержек.

– Принятие проекта упредит ряд возможных ошибок, а также повысит уровень правовой определенности в сфере автострахования, – заключил Момотов.

Замминистра юстиции РФ Алу Алханов сообщил, что у Минюста «нет замечаний к документу». Последним высказался замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек, подчеркнувший «высокую актуальность» и «важнейшее значение» данного проекта.

– В результате доработки удалось найти компромиссные решения по всем спорным моментам, – сказал, в частности, Коржинек.

Источник: https://legal.report/verhovnyj-sud-okonchatelno-priznal-evroprotokol-sdelkoj/

Можно ли оспорить европротокол, составленный при ДТП?

Европротокол представляет собой документацию, содержание которой свидетельствует о незначительном ДТП.

Оформление транспортного происшествия проводится без участия инспекторов ГИБДД, поэтому, в некоторых случаях неподготовленные к нововведениям водители могут допустить ошибку при составлении акта. Постановление от 29.01.

2015 N 2 Пленума Верховного Суда РФ, предусматривает возможность признания сделки между сторонами происшествия недействительной. Правильно оспорить действие документа поможет представленная публикация.

  • 1 Основания
    • 1.1 Порядок действий
    • 1.2 Куда обращаться?
    • 1.3 Документы
    • 1.4 Срок

Основания

Введение европротокола предоставило возможность водителям оформить сведения о ДТП в упрощенном виде, без привлечения к делу сотрудников ГИБДД.

Составленный документ после заполнения предъявляется на рассмотрение в страховые компании. В силу того, что подобная процедура не имеет широкое распространение в России, акт может быть составлен с погрешностями.

Наличие законных оснований предоставляет возможность оспорить его.

Причины для обжалования европротокола:

  • Неверно составленный акт. Оформление документа при ДТП сопровождалось уточнением ошибочной информации, имеются опечатки;
  • Оспорить акт можно при отсутствии подписи одного из участников сделки. Правила заполнения европротокола требуют наличия подписей обоих участников на лицевой две и обратной стороне документа одна;
  • Документация признается недействительной, если представленную информацию трудно распознать (при попадании жидкости на бумагу);
  • Страховой полис второго представителя поддельный или утратил свое действие;
  • Оспорить акт возможно, если в содержании документации представлена информации, подтверждающая разногласие сторон по ДТП;
  • Если европротокол не заполнен полностью, отсутствуют полные и достоверные сведения о деле;
  • Оформление протокола сопровождалось угрозами, обманными действиями, на основании которых невиновный в происшествии водитель подписал протокол.

Наличие одного из перечисленных оснований предоставляет гражданину возможность оспорить заключенную договоренность. Важно обратить внимание, что обстоятельство требует документального подтверждения.

Порядок действий

Заключение европротокола при ДТП знаменует собой оформление сделки между сторонами, по которой ни один из участников не имеет претензии в отношении другого лица. Поэтому, при необходимости оспорить действие документа, надлежит руководствоваться положениями ГК РФ, на основании которых появляется право признания сделки недействительной и ее оспаривания.

Как оспорить европротокол при ДТП?

Статья ГК РФ под номером 166 гласит, что инициировать процесс обжалования извещения о транспортном происшествии вправе одна из сторон или лица, интересы которых затрагивает оформленный акт. В большинстве случаев в качестве участника, желающего оспорить действие протокола, выступает водитель, считавшийся виновником нарушения ПДД.

Обжаловать действие протокола имеется возможность при наличии законных оснований, перечисленных ранее. Обстоятельство, в соответствии с которым водитель машины желает оспорить акт, подтверждается документально. Процесс оспаривания осуществляется в судебном порядке. Для начала разбирательства составляется иск.

Куда обращаться?

Чтобы оспорить европротокол при ДТП через суд требуется подготовить доказательства, свидетельствующие о праве водителя обжаловать документ.

В качестве таких свидетельств выступает:

  • Копия неверно оформленного европротокола при ДТП;
  • Свидетельские показания;
  • Медицинское заключение, если после транспортного происшествия у гражданина были выявлены проблемы со здоровьем;
  • Фото, видео, аудио записи, подтверждающие, что водитель не виновен;
  • Свидетельства, подтверждающие недействительность или подделку страхового полиса ОСАГО.

Перечень подготовленных документов и исковое заявление направляется в суд для дальнейшего разбирательства. Иск предоставляется на рассмотрение в арбитражный суд. Государственная пошлина за судебное разбирательство об административном правонарушении не взимается.

Документы

Список документов для обжалования европротокола, составленного при ДТП:

  • Исковое заявление;
  • Копия протокола, заключенного при ДТП;
  • Свидетельства, подтверждающие право водителя оспорить сделку.

Срок

В течение какого срока может быть обжалован европротокол, составленный при ДТП? Европротокол, выступающий по законодательству в качестве сделки, заключенной между участниками ДТП, можно оспорить в период действия срока исковой давности.

Продолжительность периода составляет один год по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности. Или в течение трех лет по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Период начинает свое действие с момента заключения европротокола.

Практика оформления ДТП без участия инспекторов ГИБДД не получила широкое распространение на территории России. Поэтому, при возникновении трудностей с оспариванием протокола, рекомендуется обратиться к юристу. На нашем сайте можно оставить заявку и получить бесплатную консультацию.

Рекомендуется к ознакомлению: Последствия недействительности сделки.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):(2

Источник: https://classomsk.com/osporit/mozhno-li-osporit-evroprotokol-sostavlennyj-pri-dtp.html

Бесконтактное ДТП: оформление и судебная практика по выплатам ОСАГО

Время чтения: 6 минут

В России с 2003 года введено обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО).

Однако, когда дело доходит до страховых выплат, компании-страховщики не слишком торопятся расставаться с деньгами, особенно если ДТП было бесконтактным, то есть столкновения с транспортом виновника аварии не произошло.

Узнаем как решаются споры, если произошло бесконтактное ДТП: судебная практика и ее нюансы.

Классификация видов ДТП

К дорожно-транспортным относятся происшествия на дорогах, в которых участвует хотя бы одно движущееся транспортное средство (ТС). Если ни одно ТС не двигалось, любое происшествие с транспортом к ДТП не относится.

Классификация дорожно-транспортных происшествий содержится в приложении 6 к инструкции по учету ДТП, введенной в действие Приказом №328 МВД РФ от 18.06.1996. Перечень ДТП включает:

  1. Столкновение.

    При этом происшествии сталкивается несколько транспортных средств.

  2. Опрокидывание – когда движущееся ТС опрокидывается.

  3. Наезды:
    • на стоящий транспорт – одно из транспортных средств стоит;
    • на препятствие – столкновение с неподвижным предметом, например, столбом.
    • на пешехода;
    • на велосипедиста;
    • на гужевой транспорт. Столкновение с транспортом, который двигают тягловые животные;
    • на животное. Любое животное, если оно не тянуло транспорт.
  4. Падение пассажира.
  5. Прочие виды дорожно-транспортных происшествий.

Из классификации видно, что интересующий нас вид дорожно-транспортного происшествия относится к прочим видам ДТП. Поговорим об этом подробнее.

Какое ДТП является бесконтактным

Всем известны случаи, когда действия одного из участников дорожного движения привели к повреждению транспорта, объектов инфраструктуры или ранению и гибели людей. При этом сами транспортные средства не столкнулись.

Обычно такие происшествия происходят из-за нарушения правил маневрирования одним из водителей.

Обратите внимание

Тогда другой участник движения, стремясь избежать столкновения, резко маневрирует и сталкивается с другими участниками движения, неподвижными объектами, вылетает с дороги или совершает наезд на людей и животных.

Именно такие происшествия, когда виноват водитель, непосредственно не участвовавший в повреждении транспорта, и называются бесконтактными. Так как транспортное средство виновника аварии в непосредственный контакт с другими машинами, окружающими предметами и людьми не вступало и обычно остается неповрежденным.

Какие действия должен предпринять водитель при бесконтактном ДТП

Вне зависимости от контактного или бесконтактного характера происшествия, действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях установлены Правилами дорожного движения и неизменны. В первоочередном порядке следует:

  1. Остановить транспортное средство или не двигаться с места, если транспорт стоял.
  2. Выставить знак аварийной остановки (не ближе 15 метров – в населенных пунктах и не ближе 30 – за городом).
  3. Проверить состояние других участников происшествия и принять меры для оказания помощи пострадавшим.
  4. Зафиксировать обстоятельства произошедшего происшествия. Хорошо, если в машине работал видеорегистратор. Используйте аудио и видеосъемку, старайтесь выявить и получить контакты свидетелей.
  5. Сообщить о происшествии в ГИБДД и ожидать прибытия их сотрудников.
  6. Освобождить проезд. Выполнять это требование до прибытия сотрудников ГИБДД следует только в случае, когда движение полностью перекрыто. Если проезд остался, дождитесь полицейских.

Оформление бесконтактного происшествия

В настоящее время, если в дорожно-транспортном происшествии не пострадали люди и участники ДТП имеют одинаковое мнение о причинах, обстоятельствах и виновнике происшествия, разрешается оформлять ДТП на основании европротокола. Однако в случае с бесконтактным ДТП это делать не рекомендуется.

Причина в том, что страховая компания может заподозрить попытку мошенничества. Судите сами: машина виновника ДТП не пострадала, тем не менее он заявляет, что страховщик обязан оплатить ремонт другой разбитой машины. Обстоятельства выглядят крайне подозрительно.

Поэтому мы рекомендуем бесконтактные ДТП оформлять только в стандартном порядке с вызовом сотрудников ГИБДД и составлением справки о ДТП по результатам проведенных на месте происшествия экспертиз.

Страховщики и так, скорее всего, будут стремиться избежать финансовых потерь. Не стоит облегчать им уклонение от выполнения обязательств.

От составленных представителями правоохранительных органов документов отмахнуться значительно сложнее.

Куда и как звонить при ДТП.

Получение возмещения ущерба при бесконтактном ДТП по ОСАГО

Определенные проблемы при получении страховых выплат возникают почти всегда – страховщик теряет деньги. Однако возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП еще более проблематично.

По этому виду страхования платежи осуществляет страховая компания виновника происшествия в пользу пострадавшего или страховой компании пострадавшего, если он обратился за прямым возмещением ущерба. Страховщики часто пытаются найти различные отговорки.

Важно

Они не признают факт происшествия ДТП либо отказывают в выплатах на основании того, что заявитель выбрал ненадлежащего плательщика.

Сразу отметим: прямое урегулирование, то есть получение возмещения от своей страховой компании, в случае с бесконтактным ДТП невозможно. Причины этого мы раскроем в следующем разделе нашей статьи.

Судебная практика по делам о бесконтактных ДТП

Страховые компании – это коммерческие предприятия, существующие на разницу между суммой собранных страховых премий и суммой произведенных выплат. Естественно, каждая выплата сокращает доходы страховщика.

Поэтому, прежде чем заплатить, стражовщики тщательно изучают каждое происшествие. Если, как им кажется, они находят основания для отказа в производстве выплат, они именно так и поступают.

Если во внесудебном порядке убедить компанию произвести возмещение ущерба не удалось, единственный способ добиться справедливости – обращение в суд.

Суды при принятии своих решений учитывают решения иных судов, вынесенных по аналогичным делам. То есть, если подобно дело уже рассматривалось и решение суда по нему осталось без изменений, то и решение по новому делу будет таким же. Именно поэтому важно изучение судебной практики. В рамках этой статьи нас интересует удебная практика по бесконтактному ДТП. Рассмотрим несколько случаев.

В начале статьи мы рассказали о том, что основной причиной бесконтактных ДТП является неправильное маневрирование виновника и, вследствие этого, резкое изменение направления движения пострадавшим. Но это не единственный случай бесконтактных ДТП.

Широкую известность получил случай, когда водитель автомобиля MAN, маневрируя, сбил ветку дерева, а та, в свою очередь, упала на припаркованный автомобиль Opel и повредила его. Страховая компания отказалась проводить выплаты, ссылаясь на то, что ДТП как такового не было, а владелец Opel виноват сам, так как не учел опасность от низко нависающей ветки.

Суд с доводами страховщика не согласился. В его решении сказано, что причиной падения ветки и повреждение легкового автомобиля стали маневры автомобиля MAN, а бесконтактный характер происшествия не может служить поводом для отказа в выплатах по ОСАГО.

Совет

Часто бесконтактные происшествия происходят при падении груза с транспортных средств. Водитель автомобиля МАЗ, некто Бабаев, плохо закрепил груз, в результате чего он упал и был поврежден автомобиль Volvo XC60.

Страховщик не желал признавать этот случай ДТП и проводить выплаты. Суд постановил, что Бабаев нарушил требования п. 23.2 ПДД о том, что перед началом движения следует убедиться в качественном креплении груза и отсутствии опасности его падения.

Соответственно, имело место ДТП и выплаты по ОСАГО должны быть проведены.

Теперь расскажем почему прямое возмещение ущерба в своей страховой компании при бесконтактном ДТП невозможно.

По делу о бесконтактном происшествии по вине гражданки Ермоленко, которая неожиданно начала разворачиваться, в результате чего гражданин Сызранов резко выкрутил руль, вылетел с дороги, перевернулся и ударился машиной в дерево, суд первой инстанции принял решение в пользу пострадавшего по его иску к своей страховой компании из-за отказа проводить выплаты. Это решение было подтверждено и в апелляционной инстанции. Эти суды исходили из содержания п.3 ст.1079 ГК, устанавливающей, что взаимодействие при ДТП может быть не только физическим.

Однако Верховный суд России в исполнении исковых требований пострадавшего по этому делу отказал. Так как, в законе об ОСАГО четко указаны случаи, при которых производятся выплаты и там указано, что под взаимодействием понимается столкновение.

Ответственность для виновников бесконтактных происшествий

Для того чтобы быть признанным виновным в чем-либо нужно обязательно нарушить закон. В случае в ДТП мы говорим о правилах дорожного движения.

Соответственно, виновник бесконтактного ДТП несет не только материальную ответственность, но и другие виды ответственности за нарушение законодательства.

В зависимости от тяжести последствий нарушения ответственность может наступить, как административная, так и уголовная.

Могут ли виновника такого ДТП лишить прав

Если нарушение правил дорожного движения, совершенное виновником бесконтактного ДТП, предусматривает возможность лишения права управлять транспортом, такое наказание может быть применено.

Наказание за оставление места происшествия

За оставление места ДТП российское законодательство предусматривает штраф в размере 1 тыс. рублей и лишение прав на срок от 1 года до полутора лет, а также административный арест на срок до 15 суток. Теоретически виновник происшествия может попытаться доказать в суде, что не знал о своем участии в происшествии, и избежать наказания. Однако шансы на это малы.

Заключение

Бесконтактное ДТП – это такое происшествие, при котором непосредственного соприкосновения транспорта виновника и пострадавшего не произошло. Однако это все равно ДТП, которое необходимо оформить соответствующим образом. За возмещением ущерба по ОСАГО следует обращаться в страховую компанию виновника происшествия.

Бесконтактное ДТП: Видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/beskontaktnoe-dtp.html

Смотрите, какая тема — ДТП без касания: контакта не было, виновник скрылся – что делать и кто виноват?

Бесконтактное ДТП – будь то скрывшийся виновник или оставшийся на месте для оформления – практически всегда оборачиваются для владельцев пострадавших автомобилей ремонтом за свой счёт. А то и возмещением вреда другим потерпевшим.

Но так ли всё сложно и недоказуемо? В этом давайте разбираться! В статье выясним, какие основные препятствия возникают для доказательств вины и поиска скрывшегося истинного виновника аварии, как возмещается ущерб по ОСАГО, куда обращаться и подробно разберём судебную практику 2019 года по ДТП без касания.

Бесконтактные ДТП – в чём сложность?

Самые распространённые сценарии ДТП без соприкосновения автомобиля виновника с потерпевшим такие:

  • пешеход выбежал на дорогу в неположенном месте, а водитель, уходя от столкновения с ним, врезался в другую машину, пешеход благополучно ушёл, водитель – виновник бесконтактного (с пешеходом) ДТП,
  • «учитель» подрезал без соприкасания другое авто (двигавшееся, к примеру, в левом ряду при свободных правых), которое занесло, и оно ударилось в дорожные ограждения, столб, иные сооружения или автомобили,
  • один резко перестроился, другой, пытаясь избежать столкновения, тоже перестроился… в другую машину либо его также занесло,
  • проезжая перекрёсток прямо, вам преградил путь поворачивающий налево со встречки другой автомобиль; вы, уходя от столкновения с ним, столкнулись, тем не менее, с другим авто или снова вас занесло, а виновник аварии скрылся с места происшествия.

На самом деле, таких примеров сотни! Вот типичный пример бесконтактного происшествия:

И сложностей в урегулировании таких аварий 3:

  • при бесконтактных ДТП настоящий виновник чаще всего скрывается с места происшествия, и поиск его не всегда увенчается успехом, а административное расследование в целях такого поиска может длиться 2 месяца,
  • даже если виновный остался, согласно судебной практике, вину могут переложить на вас, вменив нарушение практически универсального для ГИБДД пункта – 10.1 ПДД за неверно выбранную скорость,
  • страховые компании часто отказывают в выплате и ремонте, надеясь, что в суде (из-за 2 пункта выше) вину переложат на вас, даже если сотрудники ДПС при оформлении аварии признали виновным другого водителя.

Что делать?

Итак, опишем сначала первоочередные действия, если произошло бесконтактное ДТП вне зависимости от дополнительных условий.

Что делать в первую очередь, если не было касания?

  1. Соблюсти все формальности по ПДД при ДТП: выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Вызвать скорую, если есть пострадавшие.
  2. Далее необходимо…

    нет, не вызвать полицию, вопреки Правилам дорожного движения, а сразу пытаться остановить очевидцев, в том числе среди остановившихся для помощи автомобилей в целях поиска водителей с видеорегистраторами; ваша главная цель – найти того, кто запечатлел обстоятельства бесконтактного ДТП на регистратор – это будет главное доказательство, особенно, если виновник скрылся.

  3. А вот теперь нужно вызывать полицию. Ни в коем случае европротокол оформлять в этом случае нельзя. Почему, опишем ниже. При вызове ГИБДД, если предполагаемый виновник скрылся, сообщите о скрывшемся участнике, дайте его данные при наличии (госномер, автомобиль, его отличительные черты), но не говорите на данном этапе о том, что авария бесконтактная.
  4. Убирать машины с проезжей части тоже не нужно. Это ваша обязанность при отсутствии пострадавших и погибших, но лучше пожертвовать штрафом 1000 рублей, чем потерять сумму ущерба автомобилю в отсутствие доказательств.
  5. Далее бегите в ближайшие здания в поисках видеокамер на стенах, смотрящих в сторону места ДТП (даже если они смотрят под большим углом в другую сторону, большинство камер довольно широкоугольные – достаточно для того, чтобы запечатлеть обстоятельства происшествия). Зайдите в здание и найдите человека, который максимально высоко расположен по зоне ответственности (директоры, администраторы и другие) – лучше, чем к охраннику. Попросите слёзно сохранить видео, чтобы оно не перезаписалось.
  6. Если виновник не уехал, запишите госномер его автомобиля, при этом, снимите на фото или видео того, кто был за рулём машины. Побеседуйте с ним под видеозапись об обстоятельствах бесконтактного ДТП. Ваша задача – чтобы тот, если не признался, но как можно больше рассказал о своих ошибках (слова «не заметил», «не видел тебя», «тут всегда так ездят» и подобные будут играть в вашу пользу). Даже если предполагаемый виновник твёрдо настаивает, что ПДД не нарушал, и вы сами виноваты, его показания под видеозапись помогут далее в суде, так как, вероятнее всего, он будет путаться в показаниях, пребывая на данный момент в некотором роде шоке. Главное в этой ситуации – вам быть как можно спокойнее!
  7. Если виновник скрылся, спросите всех зевак и очевидцев, не видел ли кто номер его машины. Попросите остаться с вами до приезда ГИБДД, чтобы записать его в свидетели. Не жадничайте пообещать поблагодарить его за это финансово.

Когда приехали сотрудники ГИБДД

  1. С вас сначала возьмут устные объяснения, что и как случилось. Далее вам нужно будет это всё изложить в объяснениях. Ни в коем случае не говорите о сомнениях в собственной неосторожности, не признавайте вину, если это не очевидно. Не говорите слов «я думал, что…», «я его не видел», «я не знал, что…».

    В объяснениях пишите твёрдо: «Ехал с разрешённой на данном участке дороги скоростью (значение), ПДД не нарушал». При описании столкновения укажите примерно следующее: «создаваемую другим участником дорожного движения опасность предвидеть и обнаружить не мог, так как другой участник действовал непредсказуемо, нарушал ПДД».

  2. Далее попросите сотрудников записать всех очевидцев. Если откажутся, напишите в свободной форме на имя сотрудника ГИБДД ходатайство – просто на бумаге в любом формате напишите «ходатайствую о привлечении свидетелей ДТП таких-то». Инспектор обязан его принять либо ответить письменным мотивированным отказом.

  3. Теперь аналогично письменно заявите ходатайство об опросе администрирующих близстоящие здания организаций о наличии видеозаписи нарушения, особенно, если есть скрывшийся с места бесконтактного ДТП участник.

    Если вы сами до этого нашли такие здания, укажите это в ходатайстве (с адресом здания и названием организации).

Если вменяют 10.1 Правил

Ни в коем случае не соглашаться с этим. Вместо этого в постановлении или протоколе (в зависимости от того, что именно выписывают) напишите: «С вменяемым нарушением не согласен, требуется помощь защитника».

Запомните главное – да пункт 10.1, и правда, предписывает вести авто с такой скоростью, которая предотвратила бы столкновение. Но ваша задача – чтобы выписали и другому участнику, с которым не было касания, постановление с нарушением. Пусть даже вам обоим выпишут – проще будет обжаловать.

Дело в том, что 10.1 прямо говорит о том, что водитель обязан выбрать такую скорость, которая позволила бы предотвратить ДТП при возникновении опасности, которую он в состоянии обнаружить. Поэтому вам нужно:

  • в объяснениях указать обстоятельства о нарушении другим участником и дать понять, что созданную опасность вы не могли обнаружить по объективным причинам – именно из-за действий второго участника,
  • вы ехали с разрешённой скоростью без нарушения правил и учитывали при этом дорожную и погодную обстановку.

Разумеется, не нужно доводить эту мысль до абсурда. Если вы въехали в зад другому авто из-за нарушения третьего, то это вовсе не значит, что именно нарушение третьего привело к ДТП. Например, в таком случае вменение нарушения в виде несоблюдения дистанции водителю ВАЗ 2107 вполне оправдано – именно её несоблюдение привело к аварии без соприкасания с другим нарушителем:

Если бесконтактное ДТП произошло в результате вашего манёвра

Есть распространённое мнение среди автоюристов о том, что при обнаружении опасности ПДД обязывает только тормозить, а не маневрировать, согласно пункту 10.1 Правил. Хотя судебная практика 2019 года клонит статистику в сторону этого утверждения, это далеко не так.

Пункт 10.1 говорит о необходимых мерах при возникновении опасности (к тому же только той, которую водитель в состоянии обнаружить). Но он вовсе прямо не запрещает маневрировать. Именно такого мнения придерживаются некоторые суды:

При этом, следует руководствоваться также статьёй 2.

7 КоАП, которая говорит о том, что не считается нарушением таковое, если оно совершено в целях предотвращения опасных последствий, но только в том случае, если предотвращённые последствия были бы хуже, чем допущенные последствия.

Обратите внимание

В этом условии кроется сложность – если последствия предотвращены, то доказать то, что они были бы печальнее, если бы вы не маневрировали, практически невозможно. Но судебная экспертиза может всё!

Впрочем, уже вряд ли что-то поможет в ситуации, к примеру, если водитель, уходя от столкновения с пьяным водителем, вылетевшим на встречку, сам маневрировал и сбил ребёнка на тротуаре или остановке. Здесь последствия предотвращённого вреда, очевидно, меньшие, чем доставленного вреда. Поэтому виновен здесь будет уже маневрирующий водитель с большой долей вероятности.

Вот пример судебной практики – решение Верховного суда, где судья установил, что манёвр для предотвращения ДТП привёл к другому происшествию, но водитель, совершавший манёвр, был в итоге оправдан.

Если всё же инспектор выписал в отношении вас постановление, а нарушений другого участника не увидел, ваша задача – обжаловать его. Но и с имеющимся вашим нарушением не всё потеряно. Просто суд, вероятнее всего, назначит обоюдную вину с разной степенью виновности каждого из участников ДТП без касания.

Важно понимать, что сотрудники ГИБДД не определяют виновность в ДТП. Общая сложившаяся практика свидетельствует о том, что если одному из участников выписано постановление, то другой может обратиться по ОСАГО за возмещением, и страховая возместит. Здесь неписанные полномочия берёт на себя страховая компания. Но по закону 2019 года виновность определяет только суд.

Именно поэтому вменённое вам нарушение ПДД следует обжаловать, и в суде установят степень виновности каждого из участников бесконтактного происшествия, либо вовсе снимут вашу.

Обращение по ОСАГО

Идём далее по хронологии событий.

Вне зависимости от того, кому вынесено постановление, при обращении в страховую за выплатой вам может быть отказано просто на том основании, что ДТП было бесконтактное. То есть страховщик может усомниться в наличии самого страхового случая – в том, что авария произошла по вине того водителя, с которым у вас не было контакта.

В этом случае порядок действий сложнее:

  1. сначала вам необходимо произвести независимую экспертизу повреждений для того, чтобы узнать, на какую сумму подавать заявления,
  2. далее вам необходимо подать досудебную претензию страховщику с требованием возмещения ущерба – в нём изложить суть бесконтактного ДТП, что вы требуете и на основании чего,
  3. при отказе в удовлетворении досудебной претензии остаётся только подавать в суд.

В какую страховую обращаться?

Есть 2 важных условия (пункт 1 статьи 14.1 ФЗ-40) для того, чтобы стало возможным обратиться в свою страховую:

  • в ДТП без контакта нет пострадавших,
  • в аварии столкнулись 2 и более автомобиля.

И, если с первым пунктом всё понятно, то со вторым могут возникнуть недопонимания. Закон подразумевает именно столкновение – то есть касание обоих автомобилей. Если участников всего двое, но пострадал только один автомобиль (например, вылетел в кювет, когда первый не уступил дорогу или подрезал), то вы не подпадаете под это условие.

Но парадокс заключается в том, что если аналогично вам не уступили дорогу, и вы в результате въехали в третью машину, то участников трое, а столкнулись двое, и под прямое возмещение убытков вы подходите, поэтому обращаться нужно только в свою страховую.

Важно

Вот пример судебной практики, где истцу судом было отказано в возмещении, так как он обратился в свою страховую компанию.

Также обратите внимание, что обращение в свою страховую – это обязанность, а не возможность. При выполнении 2 условий выше вы не можете обратиться в свою компанию, а обязаны только в неё. Иначе – только к страховщику виновника.

Можно ли оформить европротокол?

Нет. Важное условие для оформления извещения европротокола – это столкновение 2 транспортных средств, а при бесконтактном ДТП либо участников больше, либо касание и повреждения есть только у одного из участников.

Поможет ли мне адвокат при ДТП без касания?

Нет. Адвокат стоит достаточно дорого, и прибегать к его услугам в данном случае нецелесообразно. Но вам нужен представитель, и это от неверного понимания юридических терминов – в гражданских делах интересы истца могут представлять именно эти люди, и им не обязательно обладать адвокатскими привилегиями, в отличие от уголовных дел.

Более того, представитель вам будет просто необходим. Любой хороший автоюрист сначала исследует прогноз дела, прежде чем браться за него. А в случае выигрыша в суде вам возместят все расходы на оплату его услуг.

Выбрать хорошего защитника ваших интересов достаточно просто. Введите фамилию в интернете и ищите отзывы о нём. Также вы можете найти выигранные дела юриста на сайте базы судебных делопроизводств, введя его ФИО в строку поиска.

Источник: https://TonkostiPDD.ru/dtp/dtp-bez-kasaniya-kontakta-ne-bylo-vinovnik-skrylsya-chto-delat-i-kto

Бесконтактное ДТП. Судебная практика

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит.

Например, водитель «Волги» выезжает на встречную полосу движения, по которой во встречном направлении (то есть по своей полосе) движется автомобиль «Лада».

Водитель «Лады», не может применить маневр «торможение», поскольку скорость встречного движения обоих транспортных средств составляет, к примеру, от 120 до 160 км/ч., то есть отсутствует техническая возможность избежать столкновения.

Водитель «Лады» с целью избежать лобовое столкновение сворачивает вправо и врезается, например, в здание, строение (магазин, киоск и проч.). В результате причинен вред имуществу.

В приведенном случае ответственность (как административную, так и гражданско-правовую по возмещению ущерба, вреда здоровью) должен нести водитель «Волги», поскольку, несмотря на отсутствие физического контакта его транспортного средства с поврежденным объектом (препятствием), возникшие негативные последствия находятся в причинно-следственной связи с действиями именно водителя «Волги», выехавшего в нарушение Правил дорожного движения на встречную полосу.

Другие примеры бесконтактных ДТП

Бесконтактное ДТП при падении груза с движущегося автомобиля

Классический пример бесконтактного ДТП: по дороге движется груженое транспортное средство (будь то набитая товаром фура, или Москвич-412 на крыше которого закреплен разного рода садовый инвентарь, или Камаз с дровами). Неправильно закрепленный груз падает во время движения и попадает в лучшем случае под колеса следом движущегося транспортного средства, в результате чего транспортное средство повреждается.

Имеет место быть бесконтактное ДТП. Водитель груженого транспортного средства нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ, согласно которому, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

Пример из судебной практики

Суд признал, что вред причинен в результате дорожно-транспортного происшествия, поскольку повреждения т/с Volvo XC60 возникли в результате падения груза. При этом водитель т/с МАЗ Бабаев Н.Н. нарушил требования п.

23.2 Правил дорожного движения РФ. Таким образом, между транспортными средствами не было физического контакта (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.

2014 N 09АП-2085/2014 по делу N А40-144263/13)

«Зацепил ветку, которая упала на другой автомобиль» — бесконтактное ДТП

Например, судом установлено, что водитель автомобиля «Ман» будкой зацепил низковисящую ветку, в результате чего ветка упала, повредив автомобиль «Опель».

Суды отвергли доводы об отсутствии страхового случая, несмотря на тот факт, что повреждения были причинены без физического контакта между транспортными средствами (бесконтактное ДТП).

Суды пришли к выводу о том, что причиной ДТП явилось движение автомобиля «Ман», в результате которого он повредил автомобиль марки «Опель». Повреждение автомобиля «Опель» находится в непосредственной причинно-следственной связи с движением автомобиля марки «Ман».

Совет

Следовательно, причиной ДТП и наступления последствий в виде причинения вреда имуществу потерпевшего послужили действия по эксплуатации автомобиля «Ман».

Суд отметил, что из положений действующего законодательства не следует, что бесконтактное ДТП является основанием для отказа в выплате в порядке суброгации (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 N 09АП-50974/2014 по делу N А40-124900/14)

См. также: Письменные доводы в суд по делу о бесконтакном ДТП (привлекается к административной ответственности водитель транспортного средства, по вине которого был причинен вред без физического контакта с его транспортным средством)

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/beskontaktnoe-dtp-sudebnaya-praktika

Ссылка на основную публикацию